Меню

Разработка внеклассного мероприятия: Прощение или месть. Вечный вопрос: месть или прощение Несколько аргументов, почему месть – не лучшая идея

Развитие ребенка

Луч солнца пробивается сквозь плотно задернутые занавески, пора вставать. Родина ждет. День, как день, обычный, как тысячи уже прошедших и тысячи еще предстоящих дней. Жена еще спит, или делает вид, что спит, просто не хочет подавать признаков активной жизни. Ладно, не буду будить, пусть продолжает притворяться. Обычная процедура утреннего моциона, чистка зубов, приведение волос в порядок и другие мелкие, но такие важные действия. Сквозь шум воды слышу, как жена прошла на кухню, засвистел закипевший чайник, квартира наполнилась запахом кофе.

Доброе утро, дорогая, - легкий поцелуй, не позволяющий использовать его во вред бизнесу и вместо работы устроить внеплановый выходной. – Пространство для самовыражения свободно.
Направляюсь в кухню, откуда волнами распространяется аромат свежезаваренного кофе, на фоне мрачного запаха просыпающейся от сна квартиры.

Из ванной доносится возглас:
- Сколько раз можно говорить, что бы ты закрывал тюбик своей зубной пасты, я твоей не пользуюсь, у меня женская.
Вот черт, опять забыл закрыть.

Возьми и закрой, зачем опять утро начинать с распределения обязанностей. Неужели просто так нельзя сделать что-то вместо меня, без обсуждения? – уел, уже достала этими придирками. Скажет еще что-нибудь - я ей этот колпачок засуну в.....

Кофе какой-то омерзительный сегодня, или омерзительное теперь положено писать, что я сегодня демонстрирую: интеллигентность и высокий уровень образования или ничего не демонстрирую. Рассказывать об этом жене не хочется, день и так не задался, вернее как раз хочется, но не буду добавлять дополнительных раздражителей.

Выхожу из подъезда, подъезжает водитель.

Опять диски у машины грязные. Сколько раз я буду говорить об этом, - это я уже своему водителю.
- Мойка на ремонте, не успел, - отвечает он. – Пока вы будете в офисе, я съезжу в ближайшую и помою.
- Поехали в офис. Опаздываем, давай в пределах допустимого и возможного – побыстрее.

Город, как всегда забит машинами, поэтому пределы возможного весьма ограничены.

Осторожнее, ты подрезал машину справа, и она вылетела в большую лужу. Это же МЕРСЕДЕС Генерального! Куда ты смотришь! Ты что машину Генерального не знаешь. Быстрее сматываемся, может быть, они не успели рассмотреть нашего номера, а то у меня на этот день еще проблем прибавится.

Рабочий день начался. Входит секретарь Светочка:
- Вас Генеральный просил зайти.
- Почему сам не позвонил, что у него с настроением.
- Злой как черт, его кто-то по пути на работу в лужу загнал, серый МЕРСЕДЕС, как у вас.
- А он номер не запомнил?
- Его секретарь говорит, что нет, не запомнил.

Меня встречает хмурый Генеральный, нервно заталкивающий недокуренную сигарету в пепельницу.
- Что случилось, - спрашиваю.
- Какой-то идиот подрезал по дороге на работу, мой водитель в лужу влетел. Серый МЕРСЕДЕС, как у тебя. Ты сегодня как на работу добирался? Не по Мытной?
- Нет, конечно, я по Ленинскому ехал, - пронесло, думаю.
- Ладно, начинаем работать. Я тебе месяц назад поручение давал найти нового поставщика, выполнил? Вы все будете, наконец, работать или будете делать вид, что работаете? Ольга, где кофе? Двадцать минут назад сказал сделать! Что за день.

Началось... Обычный день, каких много, ничем не хуже и не лучше других дней.
А может быть стоило вернуться в ванную, поцеловать жену за ушком, как она это любит, и самому закрыть колпачок зубной пасты?
- Прости, дорогая, опять забыл закрыть.

Или она это с таким же успехом могла бы сделать и сама.
Отомстить или простить? Как сделать выбор из имеющихся вариантов, что легче?

Не завинченный колпачок зубной пасты, как объект раздражитель, порождает распространение двух волн негативной психической энергии из одной квартиры большого города, жена героя ведь тоже вышла в город в результате. Сколько таких квартир в городе и сколько таких колпачков, которые становятся последней каплей, падение которой на зеркало воды – порождает распространение волны, во все стороны. А существует еще интерференция волн, как закон физики, описывающий их сложение. В результате, несколько не завинченных колпачков – и город готов остановиться от нахлынувшего раздражения и желания это раздражение передать дальше, избавиться от него, получить облегчение и вернуть равновесие. Если за пределами квартиры есть еще город, то за пределами города – уже нет ничего. Есть, конечно, страна, но со страной у города нет непосредственной связи, есть только коммуникационная связь, и волна ею обязательно воспользуется, но на это уйдет больше времени. Поэтому волна «отражается» от стен города и идет в обратную сторону. Накрывает всех, кто избавился от раздражения путем его передачи ближнему, второй раз и все повторяется снова....

Любая непогашенная волна распространяется уже не по законам психологии, а по законам физики.

В советские времена всегда было принято рассматривать крайние варианты любой ситуации, например: а если бы он нес патроны или – а если завтра война.... Представьте себе: один не завинченный колпачок в руках жены оператора атомной электростанции или начальника расчета баллистических ракет - и планета под угрозой уничтожения. Ужас..., хорошо, что уже нет установки: а если завтра война.....А может быть просто женам стали говорить, где работают их мужья? А то – секретные физики, секретные химики...

Форма общения графа Монте Кристо со своими обидчиками – это месть, термин ни у кого не вызывающий сомнения. Не завинченный колпачок зубной пасты - нуждается в чем, или возглас в очереди: вас здесь не стояло. Как обозначить ответное действие? Тоже месть? Влияет ли масштаб предполагаемых последствий на терминологию? Если последствия катастрофичны для обидчика – это месть, если незначительны – это еще не месть или уже не месть? Скорее всего, во всех случаях – это месть, и не стоит ничего выдумывать: нанесение физического или психического ущерба в качестве ответа на полученный. Можно ли убедить человека не мстить своим обидчикам? Да, конечно, точно так же как и не убивать их. Для этого есть 10 заповедей: «не убий», «не укради» ...., запрета на месть – там нет. Поэтому и удерживать человека от мести – нечем. Это его личный выбор. Приходится ожидать очередного похода Моисея на гору и получения дополнительной 11-той заповеди.

И все же, что делать с полученной вербально или не вербально психической энергией раздражающего характера, вызывающей чувство обиды, без рассмотрения причин и механизмов ее возникновения?

Вариант первый: передать ее обратно, источнику, предварительно усилив. Руководствуясь принципом: если обидели тебя – что мешает отомстить и в ответ обидеть обидчика – святое дело. Безусловно, речь не идет о страстях уровня графа Монте Кристо и ответах уничтожающих жизнь обидчика. Вполне достаточно на фразу «закрути колпачок» ответить: «могла бы и сама закрутить» – шар уже на поле его запустившего. А дальше начинается словесный пинг-понг. Выиграет тот, кто ответит последним, или ответит сильнее. Если силы окажутся равными – проиграют оба и пойдут искать игроков послабее, на стороне.

Вариант второй: не передавать ее обратно, растворить в себе. Ой как не просто самому завернуть колпачок, если уже 10 раз было сказано другим, что его необходимо заворачивать. Или услышав в 11 раз – придти, поцеловать жену за ушком и завернуть – простить такую мелкую обиду, как фразу, сказанную с раздражением.

Что легче – отразить «удар» психической энергии, или растворить его в себе? Или не то и не другое, а найти третий путь: пропустить удар мимо себя? Но как?

Это же не айкидо, ты не можешь силу удара противника направить против него же, как правило «бой насмерть» идет не с реальным «дальним» противником, а с «ближним» союзником, временно оказавшимся на стороне противника.

Растворить удар в себе? Здоровье не железное, если это делать ежечасно. Где взять для этого силы, не говоря уже – где взять для этого правила выполнения такого приема? «Не убий»? Так никто и не собирался никого убивать, ситуация попроще – кто колпачок будет закручивать?

Может быть, дверь квартиры на ключ, за комп, в сеть. На аватар - фото мелкого ночного животного с большими выпученными от страха глазами, вместо фамилии и имени – произвольное словосочетание, и вперед, комментировать посты, раздавать полученную за день негативную энергии в волнах приходящих от начальников, людей сильнее физически, от всех, кому невозможно передать ее обратно. А в сети – кто меня поймает? Здесь я неуловимый мститель, всех выведу на чистую воду, всем объясню, где раки зимуют и кузькина мать ночует. Зато, какое спокойствие наступит в результате.... благодать...А завтра опять на работу и все сначала.

Вот вы сейчас что на «клаве» настукиваете?
Очередной комментарий: «Потому я и не люблю открывателей банальных америк, никакой практической пользы и помощи от них нет, сопли одни». Может быть не стоит? Это явно не третий, а первый путь.

А если бы он все же нес патроны

Сценарий тематической беседы «Прощение или месть?»

Цели

1. Объяснить влияние обиды на отношения.

2. Выявить причины непрощения.

3. Побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.

Предварительная подготовка

Листы ватмана.

Введение

Игра «Ванька-встанька»

Учитель задает вопросы, а ученики встают, если отвечают положительно, и садятся, если отвечают отрицательно.

■ Кто любит шутки?

■ Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?

■ Кто не любит, когда над ним подшучивают?

■ Кто получал прозвища?

■ Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»?

■ Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?

■ Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?

■ Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?

■ Кто на злобные слова отвечает шуткой?

■ Кто прощал, когда его обижали?

Отношения между людьми редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды. В некоторых случаях это происходит случайно, в других — люди обижают друг друга намеренно. Обида причиняет боль. Как с этим справиться? Как я должен относиться к людям, которые меня обидели, особенно если это произошло умышленно? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня на классном часе.

Основная часть

Первый вопрос для дискуссии . Каковы причины непрощения?

Из ответов учеников нужно вывести и записать на ватмане основные причины:

1) эгоизм (человек воспринимает обиду как оскорбление своей личности, это его возмущает, задевает, ущемляет чувство собственного достоинства, все мысли направлены на свою персону, занят своими чувствами, переживаниями, считает, что обидчик должен первым подойти и попросить прощения);

2) гордость (это чувство требует возмездия, расплаты, мести);

3) жажда справедливости (пока обидчик не понес наказания, человек считает себя вправе обижаться на него);

4) самолюбие (прежде чем простить, человек хочет, чтобы обидчик побегал за ним, вымаливая прощение, страдал, как пострадал он, испытал ту же боль и т. п.);

5) низкая самооценка (для таких людей простить означало бы понизить планку самооценки еще ниже, а также лишиться сочувствия со стороны других);

6) болезненность нанесенной обиды (сама мысль об обиде причиняет боль, человек не желает вспоминать об этой боли, особенно если рана слишком глубока и о ней хочется забыть, запрятав боль далеко внутрь себя);

7) мнение окружающих (в мире бытует неправильное представление о прощении, в окружающей жизни полно негативных примеров воздаяния, что еще больше культивируется в кинофильмах, друзья в качестве поддержки оправдывают непрощение, считают такое отношение справедливым);

8) отношение друзей (человек боится, что, если он простит, друзья или окружающие люди его не поймут и отвергнут);

9) неспособность простить самого себя (человек склонен переносить критику с себя на других людей — то, что не нравится в себе, трудно воспринимается и в других);

10) неумение прощать (человек не знает, что такое прощение, он может заблуждаться, считая, что уже простил, но на самом деле все еще таить в глубине души обиду).

Что же такое прощение? Для объяснения можно пойти от противного: выяснить, чем прощение не является:

1) понимание мотивов, объяснение и оправдание действий обидчика (этого недостаточно для прощения, необходимо принять решение, отпустить боль из сердца);

2) все забыть (некоторые думают, что со временем обида сама стирается с души, забывается, особенно если о ней не думать; но закапывание в себе боли не приносит душевного исцеления; время не может простить вместо человека, оно только помогает справиться с обидой, но само по себе ничего не дает);

3) непонимание того, что на кого-то обижен (возможно, обида уже давно забылась, но все еще сказывается на психическом состоянии, мешает в отношениях с людьми, создает внутренние комплексы, зажатость, беспокойство и т. п.; такими, например, бывают обиды, причиненные в детстве плохим отношением родителей и др.);

4) отрицание факта обиды (когда человек не признается даже сам себе, что обиделся на кого-то, как будто ничего не произошло, но на подсознательном уровне страдает из-за живущего в душе непрощения);

5) слова «Я простил тебя» (человек может сказать это, но продолжать обижаться; некоторые думают, что благодаря своему признанию обида и боль автоматически уйдут, но этого чаще всего не происходит). Основные пункты записываются на листе ватмана. Непрощение относится к внутреннему состоянию человека. Оно ранит самого обиженного, причиняя ему боль, даже если порой он этого не осознает. Непрощение приносит беспокойство и злобу, которые отравляют душу. Непрощение разрушает общение с людьми и мешает их наладить.

Второй вопрос для дискуссии . Как узнать, простил я обидчика или нет?

Вместе с классом вывести признаки непрощения:

1) огорчение (если это чувство возникает всякий раз, когда вспоминается случай нанесения обиды);

2) жалобы (человек часто вспоминает случай нанесения обиды с целью пожаловаться на обидчика);

3) уныние (недовольство жизненными обстоятельствами приводит к этому чувству, а причина может скрываться в непрощенной обиде);

4) отчуждение (отсутствие желания общаться с обидчиком — человек начинает избегать встреч с ним; присутствие того, кто причинил когда-то боль, просто невыносимо; человек говорит: «Я тебе все простил, но больше ко мне не подходи», это свидетельствует о непрощении);

5) требование возмещения ущерба (когда человек готов простить только при условии возмещения причиненного ему ущерба, например, обидчик должен заплатить деньги или приобрести какую-нибудь вещь, сделать подарок, публично признать свою вину, встать на колени и т. д.; если этого не происходит, обида так и продолжает сидеть в сердце). Ответы записать на ватмане.

Третий вопрос для дискуссии . Все ли обиды я должен прощать? Или есть проступки, которые должны быть наказаны мной?

Дискуссию можно сделать более острой, если задать дополнительные вопросы, например такие:

Как относиться к террористам или насильникам? Что, если в результате их действий пострадали мои близкие родственники, друзья?

Можно ли простить, если нанесен тяжелый физический или моральный ущерб?

Такие вопросы следует задавать осторожно, потому что они могут нечаянно ранить кого-нибудь и даже навредить.

Как нравственный абсолют прощение действует на любой поступок без исключений. Поскольку оно касается осуждения и наказания, то ни у кого нет морального права самому вершить возмездие. С этой точки зрения, нужно уметь прощать любую обиду, любой проступок, даже если он нанес непоправимый ущерб (например, инвалидность, смерть близкого человека и т. п.). Прощение необходимо в первую очередь нам, для нашего душевного спокойствия. Иначе душевная рана никогда не перестанет болеть.

Четвертый вопрос для дискуссии . Как научиться прощать обиды?

1. Надо постараться за своей неудовлетворенностью и душевным дискомфортом увидеть в себе непрощение и искренне желать освободиться от него. Прощение — это добровольное решение человека.

2. Подумать и вспомнить случаи, когда я сам причинял боль другим людям таким же образом, как сейчас обижают меня.

3. Если я в ответ причиняю человеку такую же боль, какую он причинил мне, то я ничем его не лучше и достоин не меньшего презрения, чем он.

4. Поговорить с другом, кем-нибудь из взрослых или психологом о существующей проблеме и душевном конфликте. В этом разговоре очень важны искренность и честность.

5. Постараться примириться с человеком, причинившим боль, наладить с ним отношения, сказав, что простил его. Сделать первый шаг.

Заключение

Непрощение вредно прежде всего для самого человека, который обижен. В его душе возникает много неприятных чувств, которые отравляют жизнь. Поэтому, заметив за собой обиду, надо постараться как можно быстрее простить своего обидчика и примириться с ним. Решение, простить или нет, зависит только от меня, никто другой этого не сделает вместо меня.

I. Вступительное слово учителя.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из вас.

Дайте определение слову “Прощение” (в группах)

А давайте сравним ваше определение с определением Ожегова и Даля.

В “Толковом словаре русского языка” С.Ожегова слово “простить” расшифровывается как “извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства”. А в словаре В.Даля “простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать”.

Ребята, а скажите, пожалуйста, кого мы обычно прощаем? (тех, кто нас обидел)

Учитель. Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.)

Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

Ответы участников(все отвечают по кругу): – Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.

Учитель. Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.

А есть среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал? (ответы детей)

Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. Мы порой ради потехи и развлечения можем обидеть, оскорбить человека неосторожным словом, неудачной шуткой, даже не заметив этого.

Мы уже забыли о своей потехе, а человек продолжает мучиться, обрастает комплексами.

II. Обсуждение в группах.

Предлагаю вам рассмотреть ситуацию и обсудить ее в группе: читает ученик (рассказ) “Один взрослый человек с сожалением вспоминал такой случай из своей жизни. Подростки бывают очень жестокими, В наш класс пришел новичок. Кажется, его звали Андрей. Передние зубы у него были крупные и слегка выпирали вперед. Из-за этого он был похож на зверька. Я тут же придумал ему кличку. “Эй, суслик, сказал я ему, ты из какой норы вылез?” Все дружно засмеялись. Я доволен был своей, как мне казалось, удачной шуткой. Все стали смеяться и называть его Сусликом. Казалось, что Андрей спокойно отнесся к этой шутке, он даже хихикнул пару раз вместе со всеми. Но потом вдруг его подбородок у него затрясся, он вскочил и выбежал со слезами из класса. Больше я его не видел. Только намного позже я понял, как плохо поступил. И как на самом деле было обидно Андрею”.

Как чувствовал себя Андрей?

Часто ли вы в школе даете друг другу прозвища?

А вы задумывались, как чувствует себя человек, у которого есть физические изъяны, или непривлекательная внешность. Ему и без этого плохо, он и так переживает.

Учитель. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек – брат или сестра, отец или мама?

Участники. Надо налаживать отношения.

Учитель. А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

Ответы участников(все отвечают по кругу):

А в Библии написано, что надо уметь прощать, а мстить – один из смертных грехов.

На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: “Прости меня!”. Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: “Прости меня!” - Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.

III. Подведение итогов.

Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?

Игра “Человеческие чувства”

Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (список на доске). Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих тёмных листочках. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку, чтобы ваши Злость и Обида ушли.

А на приготовленных зелёненьких листочках и цветочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу. Видите, оно расцвело без Злости и Обиды.

(ребята украшают дерево, фоном звучит медленная, тихая, красивая музыка)

Учитель просит всех взяться за руки, почувствовать тепло, исходящее от каждого.

Учитель. Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта:

“Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них”.

Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!

Порядочность Досада
Агрессия Доброта
Любовь Раздражение
Уважение Гнев
Интерес Презрение
Ненависть Обида
Зависть Сердечность
Ненависть Любовь
Взаимопонимание Равнодушие
Радость Ревность
Страх Счастье
Успех Вдохновение

Методическая разработка классного часа на тему

«Прощение или месть?»

1. Объяснить влияние обиды на отношения.

2. Выявить причины непрощения.

3. Побудить прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор.

План классного

часа

1. Организационный момент

2 минуты

2. Сообщение целей классного часа, актуализация и мотивация деятельности студентов

5 минут

3.Основная часть

30 минут

4. Поведение итогов классного часа, рефлексия

3 минуты

Ход классного часа

Организационный момент

Игра «Да - Нет»

Классный руководитель задает вопросы, а студенты отвечают положительно или отрицательно в бланке ответов, которые лежат перед ними.

    Вы любите шутки?

    Вы когда-нибудь подшучивали над своим другом?

    Вы не любите, когда над вами подшучивают?

    Вы получали прозвища?

    Вы знаете продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»?

    Вы хоть раз просили прощения, когда кого-то обидели?

    Вы хотя бы раз оказывались не правы в споре?

    Вы согласны, что «на обиженном воду возят»?

    Вы на злобные слова отвечаете шуткой?

    Вы прощали, когда вас обижали?

Подвести итоги: чего больше «да» или «нет».

Сообщение целей классного часа, актуализация и мотивация деятельности студентов

Классный руководитель:

Отношения между людьми редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды. В некоторых случаях это происходит случайно, в других - люди обижают друг друга намеренно. Обида причиняет боль. Как с этим справиться? Как я должен относиться к людям, которые меня обидели, особенно если это произошло умышленно? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня на классном часе, тема которого «Прощение или месть?».

Слайд1

Основная часть

Классный руководитель: Первый вопрос . Каковы причины непрощения?

Слайд2

Ответы можно вывести на слайд и попросить объяснить основные причины :

1) эгоизм (человек воспринимает обиду как оскорбление своей личности, это его возмущает, задевает, ущемляет чувство собственного достоинства, все мысли направлены на свою персону, занят своими чувствами, переживаниями, считает, что обидчик должен первым подойти и попросить прощения);

2) гордость (это чувство требует возмездия, расплаты, мести);

3) жажда справедливости (пока обидчик не понес наказания, человек считает себя вправе обижаться на него);

4) самолюбие (прежде чем простить, человек хочет, чтобы обидчик побегал за ним, вымаливая прощение, страдал, как пострадал он, испытал ту же боль и т. п.);

5) низкая самооценка (для таких людей простить означало бы понизить планку самооценки еще ниже, а также лишиться сочувствия со стороны других);

6) боль от нанесенной обиды (сама мысль об обиде причиняет боль, человек не желает вспоминать об этой боли, особенно если рана слишком глубока и о ней хочется забыть, запрятав боль далеко внутрь себя);

7) мнение окружающих (в мире бытует неправильное представление о прощении, в окружающей жизни полно негативных примеров воздаяния, что еще больше культивируется в кинофильмах, друзья в качестве поддержки оправдывают непрощение, считают такое отношение справедливым);

8) отношение друзей (человек боится, что, если он простит, друзья или окружающие люди его не поймут и отвергнут);

9) неспособность простить самого себя (человек склонен переносить критику с себя на других людей - то, что не нравится в себе, трудно воспринимается и в других);

10) неумение прощать (человек не знает, что такое прощение, он может заблуждаться, считая, что уже простил, но на самом деле все еще таить в глубине души обиду).

Классный руководитель: - Что же такое прощение?

Слайд3

Для объяснения можно пойти от противного: выяснить, чем прощение не является:

1) понимание мотивов, объяснение и оправдание действий обидчика (этого недостаточно для прощения, необходимо принять решение, отпустить боль из сердца);

2) все забыть (некоторые думают, что со временем обида сама стирается с души, забывается, особенно если о ней не думать; но закапывание в себе боли не приносит душевного исцеления; время не может простить вместо человека, оно только помогает справиться с обидой, но само по себе ничего не дает);

3) непонимание того, что на кого-то обижен (возможно, обида уже давно забылась, но все еще сказывается на психическом состоянии, мешает в отношениях с людьми, создает внутренние комплексы, зажатость, беспокойство и т. п.; такими, например, бывают обиды, причиненные в детстве плохим отношением родителей и др.);

4) отрицание факта обиды (когда человек не признается даже сам себе, что обиделся на кого-то, как будто ничего не произошло, но на подсознательном уровне страдает из-за живущего в душе непрощения);

5) слова «Я простил тебя» (человек может сказать это, но продолжать обижаться; некоторые думают, что благодаря своему признанию обида и боль автоматически уйдут, но этого чаще всего не происходит).

Слайд4

Классный руководитель: - Что значит простить? Непрощение относится к внутреннему состоянию человека. Оно ранит самого обиженного, причиняя ему боль, даже если порой он этого не осознает.

Слайд5

Непрощение приносит беспокойство и злобу, которые отравляют душу и приводят к мести. Непрощение разрушает общение с людьми и мешает их наладить.

Классный руководитель: Второй вопрос . Как узнать, простил я обидчика или нет?

Слайд6

Вместе с группой вывести признаки непрощения:

1) огорчение (если это чувство возникает всякий раз, когда вспоминается случай нанесения обиды);

2) жалобы (человек часто вспоминает случай нанесения обиды с целью пожаловаться на обидчика);

3) уныние (недовольство жизненными обстоятельствами приводит к этому чувству, а причина может скрываться в непрощенной обиде);

4) отчуждение (отсутствие желания общаться с обидчиком - человек начинает избегать встреч с ним; присутствие того, кто причинил когда-то боль, просто невыносимо; человек говорит: «Я тебе все простил, но больше ко мне не подходи», это свидетельствует о непрощении);

5) требование возмещения ущерба (когда человек готов простить только при условии возмещения причиненного ему ущерба, например, обидчик должен заплатить деньги или приобрести какую-нибудь вещь, сделать подарок, публично признать свою вину, встать на колени и т. д.; если этого не происходит, обида так и продолжает сидеть в сердце).

Классный руководитель: Третий вопрос . Все ли обиды я должен прощать? Или есть проступки, которые должны быть наказаны мной?

Слайд7

Можно задать дополнительные вопросы, например такие:

Как относиться к террористам или насильникам? Что, если в результате их действий пострадали мои близкие родственники, друзья? Можно ли простить, если нанесен тяжелый физический или моральный ущерб?

Как нравственный абсолют прощение действует на любой поступок без исключений. Поскольку оно касается осуждения и наказания, то ни у кого нет морального права самому вершить возмездие. С этой точки зрения, нужно уметь прощать любую обиду, любой проступок, даже если он нанес непоправимый ущерб (например, инвалидность, смерть близкого человека и т. п.). Прощение необходимо в первую очередь нам, для нашего душевного спокойствия. Иначе душевная рана никогда не перестанет болеть.

Классный руководитель: Четвертый вопрос . Как научиться прощать обиды?

Слайд8

1. Надо постараться за своей неудовлетворенностью и душевным дискомфортом увидеть в себе непрощение и искренне желать освободиться от него. Прощение - это добровольное решение человека.

2. Подумать и вспомнить случаи, когда я сам причинял боль другим людям таким же образом, как сейчас обижают меня.

3. Если я в ответ причиняю человеку такую же боль, какую он причинил мне, то я ничем его не лучше и достоин не меньшего презрения, чем он.

4. Поговорить с другом, кем-нибудь о существующей проблеме и душевном конфликте. В этом разговоре очень важны искренность и честность.

5. Постараться примириться с человеком, причинившим боль, наладить с ним отношения, сказав, что простил его. Сделать первый шаг.

Поведение итогов классного часа, рефлексия

Слайд9

Классный руководитель: - В заключении я хочу привести вам слова Пауло Коэльо – это бразильский прозаик и поэт, который сказал: «Простить - значит быть способным выйти за пределы мести и справедливости…»

Слайд10

Запомните! Непрощение вредно прежде всего для самого человека, который обижен. В его душе возникает много неприятных чувств, которые отравляют жизнь. Поэтому, заметив за собой обиду, надо постараться как можно быстрее простить своего обидчика и примириться с ним. Решение, простить или нет, зависит только от вас, никто другой этого не сделает вместо вас. Правило «бумеранга».

Слайд11

Научитесь прощать за конфликты и слезы,
За утрату любви, за безумные грёзы,
И поступки врагов, что вам жизнь отравляли,
За слова тех людей, что любили, но врали.

Научитесь прощать, отпуская обиды,
Далеко от себя, чтоб навеки уплыли,
Чтоб в душе не скребли, словно кошки когтями,
Пусть ветра унесут их в далекие дали.

Не тащите с собой чемоданы с камнями,
Время лечит порой и прощеньем те раны,
Что обиды клеймом выжигают на сердце,
Научитесь прощать, будет легче, поверьте.