Меню

Какие цвета холодные и теплые. Как различаются между собой теплые цвета и холодные цвета

Руки

У меня есть один бзик. Я ужасно злюсь, когда люди употребляют термины, значения которых они не понимают, а когда их поправляешь, и говоришь, что нет, это слово означет совсем другое, то они отвечают "а вот я понимаю его так!"
Я это воспринимаю как "да мне насрать на то, понимаете вы меня или нет, я не для вас говорю, а для себя" и тогда у меня возникает закономерный вопрос - "а какого черта ты при этом обращаешься со своими речами _ко_мне_?"
Как говорится, любую вещь можно называть "трамваем", главное, чтобы остальные с вами согласились. То есть, важно не то, что _ты_ под употребляемым термином понимаешь, главное, чтобы тебя понимали те, _для_кого_ ты его употребляешь.

Периодически я до крика ругаюсь на эту тему с Шашкой. Он вообще любитель употреблять слова исключительно так, как ему удобно, абсолютно насрав на его словарное значение.
Ну вот, например, пару лет назад выяснилось, что он не знает значение слова "гомофобия". Я его что-то спросила про эту самую гомофобию и вдруг понимаю, что он несёт мне в ответ какую-то ахинею.
После допроса с пристрастием выяснилось, что чувак, не зная значения слова, вместо того, чтобы посмотреть его в словаре, почему-то решил, что сам щас это значение быренько сообразит. "Гомо" - это, как известно, "человек", значит "гомофобия" - "боязнь людей"! И он, не моргнув глазом, начинает это слово употреблять именно в этом значении. Нормально?

Нет, поймите, я не против того, что кто-то где-то порой не знает значение какого-то слова. Ну, не знаешь ты, что такое "гомофобия" - ну и слава богу. Это как раз нормально и не вызывает вопросов. Вопросы у меня вызывает вот это дикое решение - придумать значение самому. Да еще и иметь наглость, после того, как тебя поправили, упираться и доказывать, что именно твоё понимание - самое верное, а остальные все идиоты и употребляют это слово неправильно! Вот от этого я реально лезу на стенку. Прям так бы и лупила молотком по голове!

Собсно это всё к чему?
Щас вот у френдицы опять наткнулась на пост про цветотипы и снова вижу, что под "теплыми" и "холодными" цветами каждый понимает, что хочет. Основной мотив - "а я так вижу!"
И я понимаю, почему они так говорят! Потому что почитаешь тех гражданок, которые у нас считаются спецами в вопросах моды и стиля и хочется удалиться в пустыню. Потому что субъективизм на субъективизме едет и субъективизмом погоняет. И это у них считается нормальным и все вокруг тоже начинают считать это нормальным.

(Оговорюсь, что в данном случае это ни в коем случае не наезд на френдицу! Она-то как раз писала у себя и _для_себя_ и ни к кому с поучениями не лезла (это наоборот - я к ней полезла - учить ее правильно употреблять термины, хехе:)), просто я вспомнила, что у меня давно заточен зуб на эту тему.)

Бог с ними, с модой и стилем, но давайте не будем умножать бардак хотя бы в вопросах психофизики восприятия.
Теплые и холодные цвета различаются очень просто. Вот так:


Водораздел между холодными и теплыми цветами проходит по границе красный/пурпурный и зеленый/голубой.
На этой границе между красным и пурпурным находится розовый цвет, а между зеленым и голубым - бирюзовый, и поэтому именно эти цвета являются балансирующими на границе между теплотой и холодностью и в зависимости от нюансов оттенка они могут оказаться как холодными, так и тёплыми.
Но даже тут есть формальный критерий. Например, чистый розовый в системе RGB это G=0, R > B.
При этом если B > R/2 - мы получим холодный розовый (ближе к пурпурному), а при B < R/2 - теплый розовый (ближе к красному).
То же самое и с бирюзовым.

В общем, смысл в том, что цветовой круг тупо делится пополам на теплую и холодную половину по точкам R=B и G=B.

Называть желтый цвет холодным - это оксюморон. Это как "светлый черный".
Если такое говорит стилист, то лично для меня это сразу указывает на его профессиональный уровень. Может и не самый низкий, но сразу видно, что человека легко заносит в субъективизм, а лично мне такие профессионалы не подходят. Если уж говорить о "холодном желтом", то хотя бы так: "это желтый, который при данной насыщенности может казаться холодным" как-то так.

Да, я понимаю, что бледно-желтый кажется холоднее насыщенного желтого, но надо отличать "кажется" от реальности. Белый лист бумаги, если посмотреть сквозь него на солнце - тоже кажется черным, но черным он от этого не становится. И бледные цвета отличаются от ярких на самом деле только _насыщенностью_. А теплота и холодность - это характеристики _цветового_тона_.

Когда [нормальные люди] говорят "более холодный оттенок", то имеют в виду, что он ближе к синей части спектра, а не то, что он менее насыщенный (тогда бы они сказали "более бледный оттенок"). Лимонный желтый действительно холоднее канареечного желтого, но не потому что светлее, а потому что ближе к зеленому, а через него - к синему сектору круга.

Строго говоря, у любого цвета вообще всего только три характеристики: тон, насыщенность и светлота.
Цвет - это вектор в трёхмерном пространстве:


Может кому-то быть будут понятнее такие схемы:












Ну, или так:


Такие характеристики, как теплота и холодность - это, конечно, уже не совсем из психофизики, это уже дизайнеры придумали для своего удобства (а началось всё с тайного советника Иоганна фон Гёте, но это ладно). Но основа для данного деления - всё тот же пресловутый цветовой круг.

Когда цвета смешиваются не на мониторе, а, например, на ткани, где смешение цветов может идти как смешение пигментов, в которые окрашена ткань (т.е. смешения светоотражающих частиц, входящих в эти пигменты), или как смешение нитей разных цветов при изготовлении полотна - могут появляться разные визуальные эффекты.
Но надо понимать, это это именно эффекты. Это то самое "кажется", как и с листом бумаги. И что если мы сфотографируем эту ткань, потом откроем ее изображение в фотошопе, ткнём в него пипеткой, то фотошоп не смотря на всё наше субъективное восприятие тупо выдаст нам формулу цвета в RGB, по которой сразу будет понятно, к какому сектору цветового круга относится данный оттенок, а следовательно - тёплый он или холодный. Объективно.

На субъективное восприятие вообще дохрена всего влияет. Например, вот этот оттенок оранжевого:


можно назвать "приглушенным", можно "бледным", можно на худой конец "льдистым", но нельзя - "холодным", потому что оранжевый не может быть холодным цветом по определению.
Но если не увлекаться поэтикой, то никакой он и не "льдистый". Просто тут на картинке он в таком антураже: суровое небо, унылое безмолвие и всё такое. А так - это обычный светло-оранжевый (он же бежевый) цвет и нет в нем ничего холодного:


Если этим же цветом нарисовать что-нибудь более весёленькое (ну там, булочку, львёнка, песочницу, стог сена, загорелую девочку) - то он сразу окажется для восприятия вполне себе тёплым.

Далее начинается практическая сторона вопроса. Действительно, в вопросах вкуса и выбора в одежде и в интерьере не так важно, какой это оттенок в системе RGB, важно то, как мы его воспринимаем. Конечно, одеваться надо в то, что идет и в то, что нравится, а не в то, что слева или справа от середины цветового круга. Это всё понятно.

Хотя эта примитивная с виду геометрия и в теории цветотипов работает тоже. Например, я - лето, ношу розовый где при G=0, B > R/2 (холодный), тот где B < R/2 мне уже не идет. А моя подруга-весна носит наоборот розовый где при G=0, B < R/2 (тёплый).
Она правда еще и цвета более насыщенные выбирает, где G действительно близко или равно нулю, а я - более бледные, где G > 0, и соответственно B там уже по-другому рассчитывается (кстати, никак не пойму как, если кто подскажет - буду благодарна).

В общем, я просто призываю к тому, что если уж ты берешься рассуждать на публику о цветах "с научной точки зрения", то пожалуйста употребляй термины правильно! Вот и всё. А то тут и так путаницы хватает. Скоро понятия "теплый" и "холодный" вообще всякий смысл потеряют, потому что каждый считает правильным подразумевать под ними то, что лично ему кажется удобным.
Зачем тогда вообще употреблять эти термины, если каждый будет вкладывать в них то как "лично он видит"? Давайте я тогда буду называть желтый цвет "трамваем", почему нет?

П.С.
Перечитала. Чота какая-то у меня тональность тут получилась, как у Божены - "Шум и ярость" :)

Или как я тут недавно наткнулась на пост совершенно незнакомой мне юзерицы (искала по поиску кое-какую информацию и действительно совершенно случайно туда попала), которая прямо-таки с нечеловеческой ненавистью плевалась и ругалась на... туфли с пробковой шпилькой. (Ну, то есть сама шпилька, конечно же, не из пробки, просто оклеена материалом "под пробку").
Она такими словами эти туфли обзывала, как будто эти пробковые шпильки ей воткнули в сердце. (Кстати, по-моему пробковые шпильки - это очень даже прикольно, но ладно, речь не о них.)
Я читала эти проклятия и радовалась за человека: ведь если у нее такие бурные эмоции вызывают какие-то нещасные туфли, то наверное это значит, что всё остальное у нее в жизни исполнено гармонии и благодати.
Вот и у меня тут что-то похожее получилось.

Ну в общем, я хотела сказать, что "шум и ярость" - это случайно вышло. Сорри!
Я действительно выхожу из себя, когда люди употребляют слова как им вздумается, но как раз в случае "тёплых" и "холодных" цветов - я понимаю откуда взялась эта традиция и даже вполне понимаю, что хотят сказать люди, когда эти термины неправильно употребляют, поэтому, в общем-то, эмоциональность тут ни к селу ни к городу.
Наверное, не надо было слепливать эти темы в один пост, но мне щас уже конечно же лениво что-то редактировать, выложу как есть.

Основным инструментом для построения различных комбинаций цвета является . Он не только дает информацию о цвете: первичных, вторичных цветов; холодных, теплых оттенках, но и позволяет геометрически найти удачную пару (или триаду, тепраду и более) каждому цвету. Однако эффективное создание цветовых комбинаций не ограничивается только этим инструментом, хоть от него огромная польза. Чистые сочетания подобранные по принципу круга могут даже пугать своей несуразностью, чтобы довести их до «ума», стоит прибегнуть к понятию контрастов, а так же взять в обиход нейтральные, сложные цвета.

Создание и адаптация комбинаций цвета

Все комбинации цвета, построенные с помощью цветового круга, являются . В большинстве случаев они уже сбалансированы по , хотя резонанс по светлому-темному, яркому-бледному – отсутствует.
Основным параметром адаптации будет углубление основного цвета, добавление контраста по свету и яркости.
А так же любое сочетание можно сгладить, добавив в него нейтральный оттенок: серый или бежевый.
Сделать комбинацию более глубокой можно за счет добавления к любому из цветов его более светлый или темный оттенок или стоящий рядом в цветовом круге (подобные цвет(а)).

Монохромная комбинация цвета

Если вы используете в композиции один цвет, то его оттенки должны быть как темными, так и светлыми, это придает объем, глубину, сочность цветовой гамме.


Комбинация дополнительных цветов

Дополнительные цвета – тона, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге. Сочетания дополнительных цветов первого и второго порядка (основные (первый порядок): красный, желтый, синий; второго порядка: оранжевый, пурпурный, зеленый) слишком кричащие, пронзительные, за счет чего кажутся вульгарными, а так же закрадываются сомнения по поводу возможность их использования. Однако такие комбинации цвета оттенков третьего порядка: красно-оранжевого, фиолетового, сине-зеленого, шартреза и. т. д., смотрятся более привлекательными за счет снижения «резкости».

Попробуем снизить интенсивность цветов первого и второго порядка: затемнить, добавить примесь других оттенков, сохраняя основной подтон. Тем самым мы получим более мягкие сочетания, которые за счет понижения навязчивости, откроют свою лучшую сторону. Если же в это сочетание еще добавить контраста по светлоте, насыщенности, то количество вариаций привлекательного сочетания увеличится в несколько раз.

Комбинация предельно удаленных пар

Такие пары так же находят с помощью цветового круга. Они менее пронзительные, чем дополнительные цвета, но, тем не менее, входят в категорию драматичных. Контраст по свету, яркости тонов для них будет более актуальным, чем для дополнительных, а так же добавление похожих и однотонных оттенков.

Добавляя в комбинацию нейтральных или однотонных (более светлых или темных) оттенков позволяет добиться контраста по светлоте, оставляя основные цвета в равной «силе» яркости и светлоте (темноте). Точнее акцент будет на основное сочетание, но баланс по яркости и контраст будет на высоте.

Комбинация подобных цветов

Подобными называют цвета стоящие рядом в цветовом круге.
Такие комбинации похожи на монохромные с одной лишь разницей, что в ней используются оттенки не одного тона, а производных этого цвета. Наличие светотени в таких комбинациях будет очень важным моментом для достижения выразительности, сбалансированности.

Близкие к похожим сочетаниям относятся теплые и холодные комбинации цветов.
О том, какие цвета теплые, а какие холодные так же можно узнать по цветовому кругу разделив его на две части: между зеленым и пурпурным. Желто-красная гамма будет относиться к теплым цветам, а зелено-сине-фиолетовая – к холодным. Подобные сочетания, не выходящие за пределы холодных и теплых цветов, будут считаться соответственно холодными и теплыми.
Контраст светлого-темного в таких комбинациях будет очень важным во избежание пресности.


Триады и более сложные комбинации

Как и сочетания дополнительных цветов, такие комбинации могут показаться с первого взгляда не привлекательными, однако, на практике в «голом» виде они тоже редко используются.
Триады и более – сложные комбинации, они имеют простор для творчества. В одном таком сочетании можно использовать практически все доступные контрасты (учитывая, что баланс теплых-холодных оттенков уже выведен).
В отличие от парных комбинаций в триадах доминантам является 1 цвет, все остальные оттенки – грамотное оформление, усиление центрального тона. Чаще всего это «пятно», значительно обрамленное другими оттенками: яркое и контрастное.

Как мы видим: основой для создания цветовых комбинаций является цветовой круг (который можно приобрести и всегда иметь с собой), но существуют и приемы сделать их лучше.

Цветовые комбинации за гранью цветового круга

Комбинации, подобранные по цветовому кругу эмоциональные и впечатляющие, однако изначальным «учителем» колористки была природа и некоторые сочетания до боли знакомые и «благополучные» для психики выбраны именно ей.

Так, комбинация оранжевого + зеленого — цветы, цитрусовые, закатные тона, зелень. Синий (голубой) + зеленый – небо, луга, леса. Желтый + синий (голубой) – солнце, небо. Фуксия + зеленый — цветы, зелень. Фуксия (пурпур) + красный – закатные тона. Розовый + зеленый – цветы, зелень. Холодный + теплый розовый – закатная гамма. Пурпур + синий (голубой) – закат, море. Желтый + зеленый – цветы, цитрусовые, зелень.

Это сочетания ярких оттенков, которые оставили яркое впечатление в сознании человека.

Природные комбинации с коричневым цветом

Основой для мягких комбинаций природного характера – это коричневый цвет. Он является нейтральным (как более темный оттенок бежевого цвета). Коричневый цвет – разнообразный и имеет широкий спектр оттенков. Сочетания с этими оттенками очень разнообразны, но имеют общее сходство: все подобранные оттенки должны быть лишены пронзительности: сложные и тягучие. Задача таких сочетаний нести мир, спокойствие и уравновешенность в нашу жизнь.


Комбинация с черным и белым цветом

Черный и белый цвет также, как и коричневый относятся к нейтральным оттенкам и , но в отличие от предыдущего цвета сочетания с ним имеют повышенный контраст, порой весьма далекий от природного.
И черный, и белый цвет являются холодными оттенками. Они оба подчеркивают основные цвета (их можно добавлять к любой гамме из цветового круга), но эффект от их присутствия разный. Черный концентрирует цвет, сужая пространство, белый же наоборот – расширяет, засветляя рядом стоящие оттенки.


Понятия "теплые" и "холодные тона" широко используются в самых разнообразных жизненных сферах, а особенно в искусстве. Практически во всех книгах, связанных с живописью, модой или дизайном интерьера, упоминаются цветовые оттенки. Но авторы в основном останавливаются на том, что констатируют факт выполнения произведения искусства в том или ином тоне. Поскольку понятия теплых и широко распространены, они требуют более детального и внимательного рассмотрения.

Теория Арнхейма

Существует одна теория, которую создал Р. Арнхейм, объясняющая теплые и холодные тона как явление. Согласно этой теории, любой оттенок может быть как теплым, так и холодным. Если какой-нибудь цвет отклоняется в направлении другого, то он может стать по тепловой нагрузке иным, чем был вначале. К примеру, желтый или красный с примесью голубого будут выглядеть холодными, а желтый и голубой с оттенком красного - теплыми. Отсюда можно сделать вывод: изначально с примесью холодного оттенка тоже станет холодным. Но данная теория не бесспорна. Ведь нужно учитывать и всю систему, где расположен конкретный цвет. Каждый цветовой оттенок может стать теплым или холодным, смотря какую примесь к нему добавить. В живописи оттенок считается более важным, чем сам цвет. Ведь изначальный чистый цвет всегда выглядит строго и беспристрастно.

Насыщенность и строгость

Зависит еще и от насыщенности. Если цвет имеет оптимальное насыщение, то он всегда будет выглядеть холоднее, чем менее насыщенный тон. Красота, в которой все соблюдено со строгостью, характеризуется как холодная. Архитектура, где ярко выражена геометрическая пропорциональность и четкость, строгая симметричность формы, всегда называется холодной. И наоборот, если в каком-либо произведении искусства заметны погрешности, нечеткости, отклонения от строгости, то оно считается более теплым, одухотворенным, близким ко всему земному.

Чистота цвета

Рассматривая теплые и холодные тона, надо учитывать и понятие чистоты цвета. В существуют некоторые тона, которые традиционно считаются смешанными, к примеру, желтый или оранжевый. Поэтому необходимо научиться определять главные чистые цвета, которые могут образовать остальные оттенки путем своего смешивания. Преобладание красного или синего является показателем температуры смешанного оттенка. Если цвет близится к красному, он считается теплым, а если к синему - холодным. С уверенностью можно сказать, что в живописи понятие теплоты и холодности цвета не несет никакого значения. Важным является разделение оттенков на «холоднее» или «теплее».

Светлота и ее влияние на цветовую температуру

Для начала надо определить, какими цветами являются черный и белый. Считается, что белый обозначает все цвета одновременно, то есть заключает в себе все существующие оттенки. Сбалансированность и температурная нейтральность - основные качества белого. Интересно, что к белому цвету по своим свойствам наиболее близок зеленый. Отсутствие цвета обозначает черный. У него нет своей цветовой волны, где обозначаются оттенки от светлых к темным.

Темный холод

Темные холодные тона всегда напоминают человеку о зимней стуже. К ним относятся зеленый, синий, фиолетовый, сиреневый. Эти цвета и некоторые их оттенки выглядят холодными, если они не слишком насыщенны. Также у них есть слегка пепельный оттенок. Главное в холодном цвете - это отсутствие красного оттенка, который традиционно считается теплым.

Светлый холод

Светлые холодные тона заключают в себе розовый, голубой, светло-зеленый цвет. Они не насыщенны и не слишком яркие. При взгляде на такой тон возникает чувство холода и дыхания зимы. Если в цвете будет больше желтого, то он перейдет в теплую гамму оттенков, а если голубого - в холодную.

Как определить, какой тон подойдет человеку?

Чтобы узнать, какой цвет и его тон будут человеку к лицу, главное - определить оттенок его кожи. Кому-нибудь пойдут холодные и контрастные зимние цвета, другому - яркие краски весны, светящаяся теплота лета. При желтоватой коже с золотистым оттенком лучше выбирать теплые тона. Комбинация с холодными цветами может стать неудачной, так как кожа приобретет болезненно-желтый вид. Если цвет лица имеет легкий сероватый подтон и несколько отливает голубым, то человек всегда будет смотреться в выигрыше, выбрав холодные тона. На фоне теплых оттенков кожа будет смотреться блекло и даже может потерять свой здоровый вид. Определяя подходящие тона, человек должен принимать во внимание и контрастность. Некоторым людям не идут насыщенные и яркие цвета, так как на их фоне личность может просто потеряться. В таком случае надо останавливаться на нежных и спокойных цветовых гаммах. Они помогут подчеркнуть тип лица и кожи, сделают человека заметнее и ярче.

Выглядеть достойно и уверенно - легко

Холодные тона цвета станут отличным выбором для людей, которые относятся к зимнему типажу. То есть для тех, кто обладает светлой кожей, ярко выраженными глазами и не блеклыми волосами. К примеру, людям с темным оттенком волос подойдут холодные красного и зеленого цвета. Они подчеркнут достоинства и спрячут недостатки. Человек будет выглядеть запоминающимся и сможет выделиться из толпы.

Обладателям светлой шевелюры надо делать акцент на такие холодные тона, как фиолетовый, голубой, светло-красный. Они станут незаменимыми помощниками, если личность желает выглядеть уверенно и красиво. Такие цвета оттеняют светлые волосы и дают возможность человеку быть ярким и незаурядным. Люди будут обращать свое внимание не на одежду человека, а на его лицо, что очень важно, к примеру, при устройстве на работу. Определить свой тон, который будет помогать и подчеркивать достоинства, крайне важно. Выглядеть замечательно и всегда быть на высоте - желание каждого. Главное - уметь правильно пользоваться цветами и их оттенками.

Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые, а в другую – зеленые, голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета. Первые из них называют теплыми цветами, вторые – холодными.

Все цвета, которые мы воспринимает в окружающем нас мире, условно принято делить на холодные и теплые, в соответствии с нашим опытом и чувствительностью. Холодными считаются цвета, которые по нашим ассоциациям связаны с прохладой, тенью деревьев, холодной водой, морозом. Теплыми считаются цвета, связанные с жарой, огнем, летом, солнцем.

Понятие о теплоте цвета в известной мере относительно. Любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным и, наоборот, любой холодный цвет рядом с еще более холодным может оказаться теплым. Так, цвет лимона рядом с цветом яичного желтка кажется холодным.

Издавна мода навязывает пожилым людям всевозможные «старческие» цвета: блеклые, пас­тельные, сероватые, приглушенные и др. Навязывает с их согласия. Согласно методике Люшера, эти цвета им нра­вятся.

Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром.

Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса ЦНС. Известны случаи «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития.

Энергетическая сторона цветового воздействия на ЦНС изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Одним из немногих, достаточно широко освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Казалось бы, цветовые предпочтения имеют косвенное отношение к вопросу об энергетическом воздействии цвета на ЦНС. Однако, не исключая, другие факторы, влияющие на цветовые предпочтения человека, нельзя отрицать, что на них оказывают существенное влияние энергетические свойства цвета.

Мы испытываем позитивные чувства при виде буйной зеленой растительности и пронзительно-голубого неба. Нас радует и успокаивает песочно-желтый цвет, но мы предпочитаем избегать сочетания желтого с черным, поскольку такие цвета в природе часто являются сигналом опасности. Именно такую расцветку имеют пчелы, тигры, ядовитые растения и грибы.

Цветотерапию для лечения психических больных использует В.М. Бехтерев. Он ставит задачу по поводу использования терапевтического и эмоционального действия цветов на психическое состояние душевнобольных. Он разработал процедуру принятия цветовых ванн. Было установлено, что красный и зеленый цвета вызывают резкое падение кровяного давления, синий сначала повышает давление, затем происходит его резкое падение. Синяя и белая световые волны повышают возбудимость и прочность сочетательного двигательного рефлекса, красный ослабляет рефлексы. Теплые цвета активизируют реакции выбора, счета, ассоциаций. Бехтерев В.М. рекомендовал принимать синюю ванну при неврастениях, истерии, так как она улучшает самочувствие, аппетит, сон, снимает боли, способствует излечению ревматизмов и невралгий. Красная ванна снимает угнетенное настроение у душевнобольных, белая способствует успокоению и оказывает анестезирующее воздействие.

Существует три группы методик цветолечения. Первая – это создание гармоничного цветового окружения. Это одежда, обстановка, окружение. Цвет действует здесь одновременно на душу и на тело. На все компоненты интеллекта.

Вторая группа – это средства собственно цветолечения организма. Сюда относится прием воды или настоек, насыщенных лучами определенного цветного света.

В эту же группу включено воздействие солнечного света, попадающего на больные органы через специально подобранные светофильтры. Цвет здесь действует в основном на тело, на бессознание.

К третьей группе относятся все известные пути цветомедитации. Путем медитации (цветные очки, нахождение в комнате с цветными фильтрами) мы получаем необходимый заряд энергии, специфически воздействующей на определенные функции психики и организма.

Пассивная медитация помогает нам взглянуть внутрь себя путем воображения того или иного цвета. Примерно так воздействуют на нас цветовые образы в храмах.

Активная медитация основана на способности нашего подсознания создавать цветовые образы внутри себя. Эти образы мы соотносим с определенными органами своего тела так, что их взаимодействие и осуществляет лечение цветом.

Психологически важное значение при лечении любой болезни имеет окраска лекарства и даже его упаковки. Отмечены случаи, когда лицам страдающим сердечной недостаточностью, больше помогали таблетки с сине-голубой оболочкой, чем с красной или желтой.

По заключению доктора Бэббитта, цвета воздействуют на те больные органы, которые функционально противоположны им по цвету. То есть подобное лечится противоположным. Расстройство желудка лечится сине-фиолетовым цветом. Пурпурно-сиреневые цветы иван-чая являются вяжущим средством и снимают раздражение. Фиолетовый сок черники, которую все используют как вяжущее и успокаивающее средство.

Березницкас А.И., Бажин Е.Ф., Эткинд М.А. изучают цветовые соответствия эмоциональным состояниям. Эткинд А. получил цветовые профили основных эмоций, и эмоциональные профили теста Люшера. (таблица 2, приложение 1).

Таким образом, темно-синий цвет покоя и пассивности, ярко-желтый цвет активности, надежды. Эти цвета по М. Люшеру, символизируют условия существования человека, поэтому они являются детерминирующими. Красный цвет – является символом охоты, нападения, агрессии. Зеленый цвет символизирует действия самосохранения, цвет окружающей среды (трава, кустарники) служит символом защиты. Все четыре цвета связаны с воздействием, поведением и самоощущением человека. Серый цвет, как отсутствие цвета, символизирует разделение, отгораживание. Черный цвет символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.

Таким образом, мы выяснили, что посылаем окружающим различные цветовые сообщения. Цвета передают психологические послания, которые воздействуют в первую очередь на подсознание и оказывают огромное влияние на окружающих.

У цветов есть эмоциональная, вызывающая настроение сила, которая влияет на людей, радует, пугает, успокаивает, подбадривает, шокирует. Очень важно, чтобы посылаемые нами цветовые сообщения соответствовали тому, что мы действительно хотим о себе сказать. Передаваемые нами цветовые сигналы тесно связаны с нашими культурными традициями.

Спектр, который мы привыкли видеть, как ни крути, делится на теплые цвета и холодные тех и других заложено в их названии. Первые создают атмосферу уюта, настраивают на положительный и спокойный лад. Вторые же выглядят строго, торжественно, немного отчужденно. Исходя из этих параметров, собственно говоря, и подбираются оттенки, с помощью которых оформляют различные помещения, подбирают одежду людям той или иной профессии, создаются шедевры искусства.

Как делятся цвета

По стандартной схеме и холодные цвета - это оттенки от красного до желтого и от синего до зеленого соответственно. Стоит сказать, что подобное деление весьма примитивно, так как все мы прекрасно знаем, что тот же розовый (казалось бы, оттенок красного) может быть и теплым, и холодным. На самом деле все зависит от так называемого подтона, который придает нотки строгости или же, наоборот, делает его более мягким.

Поэтому теперь давайте рассмотрим не теплые цвета и холодные цвета, а соответствующие оттенки, которые и решают все. Итак, теплый спектр создают: красный, и оранжевый. Ему противоположный холодный образуется с помощью белого, серого, синего, лимонно-желтого, черного и голубого. Стоит отметить, что в первом случае самым теплым подтоном является охра, а во втором больше всего «льда» любой картине добавляет именно белизна.

Наглядные примеры

Сравнить теплоту и холод в цвете можно на примере синего. Если в такую краску добавить белила, чернила или же их смесь (то бишь, серый), то оттенок сразу станет отчужденным, мрачным. В то же время достаточно одной капельки красного или охры, чтобы стандартный синий превратился в яркий тон, который напоминает чистое небо в середине весны. Конечно же, этот цвет будет теплым. Аналогичный эксперимент проводится и с красным. При добавлении в него синьки мы получаем сиреневый, а при смеси с охрой цвет становится теплым, осенним, слегка золотым.

Теплые цвета и холодные цвета ярко прослеживаются в картинах известных художников. Полотно Айвазовского «Штиль у крымских берегов» написано с помощью, казалось бы, холодных оттенков - голубой, белый, синий и розовый. Тем не менее в картине косвенным образом присутствует красный цвет, который все вышеупомянутые превращает в теплые. Ближе к берегу море отдает бирюзой, на линии горизонта становится сиреневым. Конечно же, в картине много но глядя на полную композицию можно с полной уверенностью заявить, что это теплый пейзаж.

Пробуем идентифицировать спектр

Человеку, который не имеет отношения к живописи, порой трудно понять, как делятся между собой теплые и холодные цвета. Таблица в таком случае становится наглядным пособием, к которому можно обращаться в случае путаницы. А для того чтобы научиться самостоятельно идентифицировать оттенки, спросите себя: чего больше в картине - белил или золота? Ответ будет очевидным.

Зная, какие цвета холодные и теплые, можно наиболее лаконично составить образ человека. Работнику банка под стать будут именно строгие тона. Дизайнеры, музыканты и прочие представители творческих профессий чаще выбирают в одежде. Так с ними легче общаться, они своим образом располагают к дружбе и компромиссу.