Меню

Возможности человека обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени называется. Развитие двигательных качеств как основа физической подготовки — Гипермаркет знаний

Здоровый взгляд

Для характеристики физических качеств у спортсмена, непосредственно определяющих его скоростные способности, использовался в основном обобщающий термин «быстрота». Быстрота как физическое двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией.

Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время у взрослых, как правило, не превышает 0.3 с.

Сложные двигательные реакции - реакция на движущийся объект (мяч) или реакция выбора, когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации (встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (футбол)). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора». Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар по мячу), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени. В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физически качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и д.р.



На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют:

1. частота нервно-мышечной импульсации;

2. скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления;

3. темп чередования этих фаз;

4. степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств -быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Быстрота движений обуславливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга и подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц.

По Холодову Ж.К. быстрота определяется:

1) путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал реакциометрами различной конструкции;

2) по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;

3) по времени преодоления установленного расстояния (например, бега на 20, 30 м);

4) по скорости выполнения однократного движения в сложном действии, например отталкивания в прыжках, движения плечевого пояса и руки в метаниях, удара в боксе, начального движения бегуна на короткие дистанции, движений гимнаста и др.



Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1. состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;

2. морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);

3. силы мышц;

4. способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в раслабленное;

5. энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ);

6. амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

7. способности к координации движений при скоростной работе;

8. биологического ритма жизнедеятельности организма;

9. возраста и пола;

10. скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;

3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;

4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Так при подборе упражнений для футболистов необходимо уделять внимание стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направлениям движения. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, единой причины, обуславливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

Показатели скорости в естественных условиях зависят от развиваемого ускорения, а оно определяется силой мышц, и массой тела, или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т.д.

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты. В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.

>> Развитие двигательных качеств как основа физической подготовки

1.4 Развитие двигательных качеств как основа физической подготовки

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую – либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.

Собственно силовые способности проявляются:

1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями;
2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно – мышечного аппарата.

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика и др.); общее укрепление опорно–двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто с максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуются и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега).

К скоростно-силовым способностям относят:

1) быструю силу;
2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю. В. Верхошанский, 1977). Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Скоростные способности – это возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией.

Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.) Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорт а такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5 – 6с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств – быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1) состояния ЦНС и нервно - мышечного аппарата человека;
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (то есть от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота – АТФ и креатинфосфат – КТФ);
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности суставов;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

1) возникновение возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и д.р.), участвующем в восприятии сигнала;
2) передачей возбуждения в ЦНС;
3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного сигнала от ЦНС к мышцам;
5) возбуждение мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависти от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60 – 88 % определяется наследственностью.

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14 – 15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений.

Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают продолжительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5 – 20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12 – 13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача; по признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для успешного решения двигательной задачи.

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно – мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно – психических, генотипа и др.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (к нагрузкам умеренной интенсивности и выше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощений и т.п.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая – в позах.
Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном и др.); специальная гибкость – амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, - анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе.

На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температура воздуха (при 20…30 градусах гибкость выше, чем при 5…10 градусах); 3) проведена ли разминка; 4) разогрето ли тело.

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположенные личностно – психические факторы ухудшают.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей и подростков 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Двигательно-координационные способности – способность целесообразно координировать движения при построении и воспроизведении новых двигательных действий.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей; 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся.

Так, дети 4 – 6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий – низкая.

В возрасте 7 – 8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13 – 14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13 – 14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14 – 15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16 – 17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11 – 12 лет. Этот возрастной период определяется как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

В. И. Зернов, Физическая культура и спорт. Учебник для учащихся 10 класса.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тестовое задание

1. Основным средством физического воспитания являются _________________________

2. Метод, представляющий собой последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы, называется…

Игровой метод;

Круговой метод;

Метод сопряженных воздействий.

3. Под техникой физических упражнений понимают …

Способы выполнения двигательных действий, оставляющие эстетически благоприятное впечатление;

Определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения;

Видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движения;

Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

4. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в регулярных физкультурных занятиях, называется

Физическим образованием;

Физическим воспитанием;

Физической подготовкой;

Физической культурой.

5. Результатом физической подготовки является...

Физическое совершенство;

Физическое развитие;

Физическая подготовленность;

Физическое воспитание.

6. В уроке физической культуры ставятся 3 группы задач:

Образовательные, оздоровительные, воспитательные;

Задачи О. Ф.П., С. Ф.П., технической подготовки;

Изучения нового материала, контрольные, совершенствования и закрепления материала;

Получение теоретических знаний, освоение техники движений, изучение тактики вида спорта.

7. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательное действие в минимальный для данных условий промежуток времени, называются …

Скоростно-силовыми способностями;

Скоростными способностями;

Частотой движений;

Двигательной реакцией.

8. Наиболее информативным, объективным и широко используемым в сфере ФКиС показателем реакции организма на физическую нагрузку является __________________________.

9. Физическое качество … при чрезмерном его развитии отрицательно влияет на гибкость

Быстрота;

Выносливость;

Ловкость.

10. Физические упражнения – это …

Виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств;

Двигательные действия (и их совокупности), направленные на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Двигательные действия, направленные на формирование двигательных умений и навыков;

Виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма.

11. ________________ - состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

12. Под пассивной гибкостью понимают …

Способность человека достигать большой амплитуды движений во всех суставах;

Гибкость, проявляемую под влиянием утомления;

Способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил;

Гибкость, проявляемую в статических позах.

13. Классифицируйте физические упражнения по признаку физиологических зон мощности:

А – упражнения умеренной мощности

Б – упражнения максимальной мощности

В – упражнения большой мощности

Г – упражнения субмаксимальной мощности

Характерна мышечная работа такой мощности, которую человек может выполнять не более 20 секунд;

Могут продолжаться от 20 секунд до 5 минут;

Могут выполняться в пределах от 5 до 30 минут;

Могут продолжаться более 30 минут.

14. Основным специфическим средством физического воспитания являются …

Физические упражнения;

Тренажеры и устройства, гири, гантели, штанги и т. п.;

Оздоровительные силы природы;

Гигиенические факторы.

15. Способность человека как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется …

Коэффициентом проявления скоростных способностей;

Скоростным индексом;

Скоростной выносливостью;

Абсолютным запасом скорости.

16. Установите соответствие понятий:

А – физическое развитие

Б – Физическая культура

В – Физическое воспитание

Г – Здоровье

Составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, совершенствования его двигательной активности;

Процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма;

Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, отсутствие болезней и физических дефектов;

Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурным знаниями и формирование осознанной потребности в регулярных физкультурных занятиях.

17. Физические качества – это …

Комплекс способностей занимающихся ФКиС, выраженных в конкретных результатах;

Комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности;

Индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;

Врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

18. Относительная сила – это …

Сила, проявляемая одним человеком в сравнении с другим;

Сила, проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим;

Сила, приходящаяся на 1 см2 физиологического поперечника мышцы;

Сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг его собственного веса.

19. В физическом воспитании широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая моторная плотность характерны для

Контрольных уроков;

Уроков О. Ф.П.;

Уроков закрепления и совершенствования учебного материала;

Уроков освоения нового материала.

20. Сила – это …

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий;

Способность человека проявлять большие мышечные усилия;

Комплекс различных проявлений человека определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»;

Способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время.

21. Установите соответствие между физическими качествами и тестами, позволяющими оценить уровень их развития:

Б – быстрота

В – Гибкость

Г – скоростно-силовые способности

Д – Выносливость

https://pandia.ru/text/80/014/images/image009_47.gif" width="26" height="17">- бег 3000 м;

Прыжок в длину с места;

Наклон вперед из положения сидя на полу;

Челночный бег 3х10 м;

Сгибания и разгибания рук в упоре лежа;

22. Основным методом развития гибкости является …

Повторный метод;

Метод переменно-непрерывного упражнения;

Метод статических усилий;

Метод максимальных усилий.

23. К показателям, характеризующим физическое развитие человека, относятся …

Показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств;

Уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных умений и навыков;

Показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов;

Уровень и качество сформированных спортивных двигательных умений и навыков.

расчленено-конструктивного упражнения).

24. В физическом воспитании и спорте основным методом при развитии быстроты двигательной реакции является …

Метод динамических усилий;

Метод круговой тренировки;

Игровой метод;

https://pandia.ru/text/80/014/images/image014_37.gif" width="14" height="14">- бег 100 м;

Подтягивания на высокой перекладине;

0-55% - «неудовлетворительно»;

55-65% - «удовлетворительно»;

65-80% - «хорошо»;

Свыше 80% - «отлично».

Желаем удачи!

Скоростные способности – это возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Формы проявления: Элементарные и комплексные:

Элементарные. К ним относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений. Все двигательные реакции делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным дви­жением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, так­тильный) называется простой реакцией. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Ла­тентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с. Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес­ком воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации). Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с),

Комплексные. Когда элементарные формы проявления скорости выступают в раз­личных сочетаниях и в совокупности с другими физическими ка­чествами и техническими действиями, имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним отно­сятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать её.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от це­лого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особен­ностей мышечной ткани, ее композиции; 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (АТФ и КТФ); 6) амплитуды движений; 7). способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пода; 10) скоростных при­родных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от 1) возникновения возбуждения в рецепторе, участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в ЦНС; 3) перехода сигнальной инфор­мации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферен­тного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от ЦНС к мышце; 5) возбуждения мышцы и появ­ления в ней механизма активности.



Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в со­стояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

Методы развития скоростных способностей

При развитии и совершенствовании скоростных качеств целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений.

Повторный методом скоростных упр. с предельной и около предельной интенсивность. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты.

Наибольшее значение при развитии быстроты имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела. Мин скорость движений зависит от скоростных нервных процессов и быстроты двигательной реакции и от других- способностей человека (динамической силы, гибкости, координат др.) Поэтому скоростные способности - это сложное комплексное двигательное качество.

Игровой метод даёт возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействия на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением.

Для предупреждения возникновения "скоростного барьера" при воспитании быстроты рекомендуется систематически чередовать методы, сочетая их в рамках одного занятия.

Соревновательный метод - стимулирует проявление предельных скоростных качеств и высокой волевой мобилизации. Метод можно применять в двух формах: при групповом выполнении упражнения. После каждой команды выбывает последний; выполнение упражнения в парах, определяются победители пар и так до финала.



Для развития скоростных способностей используют упражнения, которые должны отвечать трем основным условиям:

возможность выполнения с максимальной скоростью, упражнение должно быть хорошо освоено, чтобы концентрировать внимание только на скорость;

во время тренировки не должно происходить снижение скорости при выполнении упражнения.

2)Дайте определение термину гибкость. Укажите факторы, формы и режимы проявления гибкости, перечислите средства и методы развития гибкости, контрольные нормативы для оценки этого качества .

Гибкость человека есть физическое качество, комплекс морфофункциональных свойств организма, которые обуславливают способность выполнять двигательное действие с большой амплитудой. Гибкость – это свойство упругой растягиваемости телесных структур, определяющих пределы амплитуды движения звеньев тела. Факторы: - строение суставов; - эластичность мышц, связок; - возраст; - пол; - разминка, массаж; - температура среды и тела; - суточная периодика; - уровень силовой подготовленности; - психическое состояние; - степень активности; - предварительное напряжение мышц; - исходное положение тела и его частей; - ритм движения. Средства и методы воспитания гибкости. В качестве средств развития гибкости используют упражнения которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упр. на растягивание. Среди упр. на растягивание различают активные, пассивные и статистические. Активные движения с полной амплитудой можно выполнять без предметов и с предметами. Пассивные упр. на гибкость вкл.: движение, выполняемые с помощью партнера; движение, выполняемые с отягощениями; движение, выполняемого с помощью резинового экспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы; движение, выполняемое на снарядах. Статистические упр. выполняемые с помощью партнера, собственного тела или силы, требуют сохранение неподвижного положения с предельной амплитудой в течении определенного времени (6 – 9 сек.). после этого следует расслабление, а затем повторное упр. Основные правила применения упр. в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движ. выполняется в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда степень применения силы помощника. Основным методом развития гибкости явл. повторный метод, где упр. на растягивание выполняется сериями. В зависимости от возраста, пола и физ. подготовленности занимающихся количество повторений упр. в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используется также игровой и соревновательный метод. Контроль и оценка развития гибкости. Основным критерием оценки гибкости явл. наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения явл.: 1) механический (с помощью гониометра); 2) механоэлектрический (с помощью электрогонеометра); 3) оптический; 4) рентгенографический. В ФВ наиболее доступным распространенным явл. способ измерение гибкости с помощью механического гониометра – угломера, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гониометра крепится на продольных осях сегментов, составляющий тот или иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения определяют угол между осями сегментов. Основными пед. тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упр. 1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки, выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев. 2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке или сидя на полу наклоняется вперед до предела, не сгибая ноги в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают пальцы нулевой отметки то измеренное расстояние обозначается знаком «-», а если опускается ниже нулевой отметки то знаком «+». «Мостик». Результат измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот. 3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1. в стороны и 2. вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза: чем меньше расстояние тем выше уровень гибкости и наоборот. 4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за голову. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание. 5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений суставов следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1. одинаковые исходные положения звеньев тела; 2. одинаковая разминка; 3. повторное измерение гибкости проводится в одно и тоже время, поскольку эти условии так или иначе влияют на подвижность суставов.

3 Перечислите средства и методы развития специальной выносливости хоккеистов. Приведите примеры упражнений для воспитания специальной выносливости у хоккеистов. Постройте нагрузку различной направленности в недельном микроцикле при построении учебно-тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации

Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение.

Специальная выносливость определяется спецификой подготовленностью всех органов и систем спортсмена, очень высоким уровнем его физических и психических возможностей. Особое значение имеет способность спортсмена продолжать работу при усталости, проявляя сильное волевое качество.

Специальная выносливость классифицируется:

·по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

·по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);

·по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.