Меню

Печатный станок гутенберга год. Особенности их создания, внешний вид. Последние годы и смерть

Хозяйке на заметку

Иоганн Гутенберг (ок. 1397-1468)

Первой книгой человечества считаются скрижали — камни, на которых были начертаны десять заповедей Моисея.

Гутенберга делались попытки изобрести устройство, которое позволяло бы тиражировать книги. Буквы вырезались в твердом материале, например на деревянной пластине, раскрашивались, а сверху накладывалась бумага. Такой метод назывался тиснением. В основном же до Средних веков монахи в монастырях занимались перепиской книг.

Родители Гутенберга были зажиточными людьми, они входили в правление Майнца — бургомистрат. Предположительно, Иоганн слушал лекции в университете города Эрфурта. Примерно в 20 лет он отправился в Страсбург. В чужом городе ему пришлось нелегко, дворянское происхождение не давало никаких привилегий. Его предки в Майнце в давние времена печатали собственные монеты, изготовляли ювелирные украшения, поэтому юноша стал обучаться ювелирному делу. Он быстро стал хорошим мастером, из его рук выходили прекрасно отшлифованные зеркала, поделочные камни.

Там же Иоганн увидел, как трудились печатники, кропотливо вырезая в плитах буквы. Взяв одну из досок, он долго рассматривал ее, пытаясь представить, каким образом можно упростить процесс. Сначала, как свидетельствуют хроники того времени, он разрезал доски, выделял фразы, слова и постепенно дошел до изготовления отдельной буквы. Теперь оставалось изготовить множество букв алфавита, разложить их по ячейкам — и типографский набор готов. Так был изобретен наборный шрифт.

Небольшой немецкий городок Майнц считается колыбелью книгопечатания. В нем в 1397 году, по другим сведениям — в 1400, родился Иоганн Гутенберг, изобретатель печатного станка. До появления этого устройства книга считалась огромным достоянием, редкостью и высоко ценилась. На производство одного экземпляра книги затрачивались месяцы, иногда годы труда переписчиков, художников. Иметь библиотеку в собственности мог позволить себе только очень богатый человек.

К сожалению, деревянные буквы быстро выходили из строя. Нужен был другой, более прочный материал. Тем временем Иоганн вернулся в Майнц. Изыскивая материал для шрифта, он остановился на олове и стал отливать его в форме буквы — литеры. Это было второе изобретение! На его предложение о создании книгопечатного станка откликнулся зажиточный гражданин Иоганн Фуст, которому пришлась по вкусу идея получать доход от печатания книг. Договор подписали у нотариуса, деньги были выделены, и Иоганн взялся за работу.

24 августа 1455 года Гутенберг отпечатал Библию на латинском языке в двух томах. Заглавные буквы в книге по традиции дорисовывались от руки. Это было первое напечатанное типографским способом издание. Но заработать на этом не удалось ни Гутенбергу, ни его компаньону Фусту — новые книги не получили того спроса, на который они рассчитывали.

Фуст подал на Гутенберга в суд, и по решению суда тот в счет долга возвратил ему все свое имущество. В Майнце появилась типография Фуста и его нового компаньона Шёффера.

Но Гутенберг не опустил руки, он влез в долги, создал другую типографию и отпечатал учебник грамматики латинского языка, выпустил календари, Псалтырь — всего около 50 книг. Но при жизни он никаких наград и признания не получил и тихо скончался в без-известности.

Его недруга Фуста постигла печальная участь — в Париже по доносу монахов, которые считали типографское книгопечатание сатанинским делом, его посадили в тюрьму, где он и провел остаток своих дней.

И только в 1804 году при поддержке Наполеона по всей Европе стали собирать деньги на памятник первопечатнику Гутенбергу. С того времени его имя вошло в историю.

Веками знания, заключенные в книгах, были достоянием немногих, в основном, монахов и священников. Каждая книга была уникальной, но для большинства людей средневековья эта проблема не стояла - они были неграмотны. В средние века книги переписывали от руки, обычно в монастырях. Часто монахи тратили годы на одну книгу. В 1450 году одно изобретение изменило мир.

Портрет Иоганна Гутенберга, выполненный неизвестным художником в XVII веке


В немецком городе Майнце Иоганн Гутенберг изобрел технику печати с помощью подвижных букв. Теперь можно было печатать книги в большом количестве и относительно дешево. Был заложен технический фундамент для будущих перемен в области науки, политики и религии.

Иоганн Генсфляйш, позднее изменивший фамилию на Гутенберг, родился в Майнце около 1400 года. Его отец был богатым купцом. Юный Иоганн ходил в монастырскую школу. Это то, что мы знаем, но затем его след надолго теряется.

Он вновь объявился лишь в 1434 году в Страстбурге. Здесь он основал фабрику по производству зеркал для паломников. Они были весьма популярны у верующих, надеявшихся уловить в зеркало частичку божьего духа от каждого храма и хранящихся в нем реликвий. Дело Гутенберга процветало.

В то время торговля предметами культа приносила большой доход. Особенно популярны были гравюры с изображением святых. Ксилография - одна из первых печатных техник, но в Европу она пришла лишь в средние века. Ею пользовались в основном для тиражирования картин и текстов. Но вырезание блоков размером в страницу отнимало много времени. Сперва надо было нарисовать на блоке зеркальное отображение страницы, затем вырезались отдельные буквы. Наконец, блок смазывали чернилами, на него клали бумагу и терли костяным инструментом, чтобы чернила впитались.

К началу 15 века все больше таких страниц попадало на рынок. Иногда несколько страниц переплетали в книгу. Успех этих книг дал толчок к увеличению производства манускриптов - они давно уже делались не только в монастырях, светские писцы также процветали.


Основание первых университетов увеличило спрос на книги. Создавались библиотеки, которые увеличивали доступность книг. Нужны были более дешевые, доступные книги. Но это еще не все. Ученым, например, нужны были идентичные копии. Велись отчаянные поиски новой технологии.

Участвовал в этих поисках и Гутенберг. В 1448 году он вернулся в Майнц. Здесь он нашел финансовую поддержку и смог заняться своим предприятием. Ему пришла в голову блестящая мысль. Он разделил текст на составляющие: буквы, знаки препинания и их частые комбинации - лигатуры. Их объединяли в блоки, набирая слова, строки и страницы. Литые буквы могли многократно использоваться в разных комбинациях.
Вот как делается литера. На конце металлического прута гравируется перевернутая буква. Ее обмачивают в размягченную медь, оставляя в ней отпечаток. Эта матрица выступает как форма для настоящего шрифта, который отливают из свинца.

Чтобы можно было производить буквы быстро и в достаточном количестве, Гутенберг сделал еще один важный шаг - изобрел инструмент для ручного литья. Он состоит из прямоугольного желоба. В один конец вставляют матрицу, с другого льют расплавленный свинец. Когда форму открывают, внутри лежит готовая литера из свинца. Матрица может использоваться для производства неограниченного числа литер.

Наконец, наборщик начинает составлять из букв макет. В форму вставляют строки, чтобы они образовали нужную последовательность. В результате получается зеркальное отображение страницы. Форму смазывают типографской краской. Гутенберг использовал смесь копоти, лака и яичного белка. Теперь можно начинать печатать. У Гутенберга был специальный станок, но принцип он позаимствовал у винного пресса.


Типография времен Гутенберга


Первыми работами Гутенберга были официальные документы, папские декреты и учебники. Но вскоре он взялся за гигантский труд - Библию на латыни. Для этого он отлил более ста тысяч литер. Более двух лет наборщики и печатники Гутенберга трудились над первым тиражом в сто тысяч экземпляров. Текст был напечатан готическим шрифтом, основанным на рукописном начертании букв. Наконец, художник украшал текст цветными буквицами и рисунками. Своей Библией, одной из красивейших в мире печатных книг, Гутенберг доказал, что отпечатанная типографским способом книга может быть так же красива, как рукописная.

Вскоре тираж был распродан. Современники Гутенберга были поражены. Впервые в продаже было столько экземпляров книги, причем совершенно идентичных. Печатное слово стало авторитетным.

Весть о революционной технологии быстро распространилась. Вскоре печатные станки появились в Кельне и Базеле. В Венеции предприимчивый издатель Альд Мануций начал печатать работы классических авторов. Среди его клиентов была вся европейская интеллектуальная элита.

Через 20 лет после изобретения Гутенберга новая технология прочно укоренилась. Издавались тысячи книг тиражами до тысяч экземпляров. Книги стали доступны простым людям, уровень грамотности рос, и число потенциальных читателей увеличивалось.


Библия Гутенберга


Одним из величайших поклонников Гутенберга был Мартин Лютер. Искусство печати навело его на смелую идею - мирянину незачем ждать, пока священник расскажет ему, что сказано в Библии. Он может прочесть ее сам и сделать выбор между истинным текстом и ложными толкованиями церкви. Лютер напечатал полмиллиона экземпляров своего перевода Библии на немецкий - по тем временам огромный тираж. Чтобы донести до людей свои идеи, он распространил сотни тысяч брошюр.

Но не только Лютер пользовался новым средством информации. Это делал и император, и короли, и вольные города империи. Вскоре одностраничные памфлеты, листовки, как сказали бы мы, стали средством передачи новостей. Когда на 1524 год предсказали необычное положение планет, листовки предрекали второй всемирный потоп.

Первая ежедневная газета родилась в Лейпциге в 1650 году. Она называлась «Einkommende Zeitungen» («Свежие новости«) и выходила шесть раз в неделю.

Сегодня офсет - самый распространенный способ печати, но, несмотря на все усовершенствования, именно Гутенберг заложил основы современного мира прессы. Его изобретение считается одним из важнейших в истории.

Сам Гутенберг не разбогател на своем изобретении. Он не успел даже допечатать Библию, когда его кредитор потребовал вернуть долг. В последующей судебной войне Гутенберг потерял и станок, и все отпечатанные Библии.

Вскоре после этого Майнц захватили вражеские войска. Гутенберг был выслан. Три года спустя ему разрешили вернуться и работать на нового архиепископа. 3 февраля 1468 года Иоганн Гутенберг умер.

Его похоронили во францисканской церкви в Майнце. Но его изобретение - печать подвижными литерами - навсегда изменило мир.

СМИ: понятие и виды.

СМИ или масс-медиа – любое средство, служащее для передачи массовой коммуникации.

Массовая коммуникация – созданная индивидом или группой людей сообщение, направленное по средствам технических средств большой аудитории.

Традиционно выделяют 8 видов СМИ:

Журналы

Радио (конец 19, начало 20 века)

Телевидение

Интернет

Различные носители информации (пластинки, кассеты, карты памяти)

Словолитный процесс Иоганна Гуттенберга.

Словолитный процесс – изготовление в больших количествах одинаковых литер.

Литера (от лат. Litera – буква) – это прямоугольный металлический или деревянный брусок с рельефным зеркальным изображением буквы или знака на одной из его сторон.

Словолитный процесс состоит из 4 этапов:

  1. на торце металлического бруска с прямоугольным сечением гравировалось рельефное зеркальное изображение шрифтового знака. В качестве материала использовалась сталь. В русскоязычной технической литературе брусок называется пуансон.
  2. пуансон вдавливается в более мягкую металлическую пластину, в результате чего на ней получалось углублённое обозначение шрифтового знака. Такая пластина называлась матрица (от лат. Matrix – исток, начало). Для изготовления матриц было необходимо подобрать металл, который бы легко поддавался теснению и не размягчался бы при заливке в него другого раскалённого металла, из которого изготавливались литеры. Она делалась из меди.
  3. матрица помещалась в словолитную форму скорее всего она представляла собой детали, составленные таким образом, что между ними возникало пространство, снизу это пространство закрывалось матрицей. Словолитная форма изготавливалась из бронзы или латуни.
  4. сверху, в отверстие полости заливался расплавленный металл, в результате получалась литера. По одной версии для изготовления литеры Иоганн Гуттенберг использовал сплав из 70% свинца, 25% олова, 5% сурьмы. По другой версии он использовал только олово.

3. Наборный процесс Иоганна Гуттенберга .

Наборный процесс – изготовление печатной формы, составленной из отдельных, заранее отлитых литер.Наборный процесс проходил следующим образом:

1. наборщик смотрел на лист бумаги, который был прикреплён к тенаклю (от нем. Tenakel - подставка для прикрепления страницы рукописи).

2. в соответствии с текстом, наборщик набирал форму, литеры для которой брались из наборной кассы. Наборная касса – ящик, разделённый перегородками на множество отделений по числу шрифтовых знаков.

3. наборщик ставил литеры в верстатку. Верстатка – металлическая пластинка с двумя неподвижными бортами, расположенными под прямым углом и одной передвижной стенкой, устанавливаемой в зависимости от длины набираемой строки.

4. литеры, собранные в строку уже затем помещались в печатную форму.

Печатный процесс Иоганна Гуттенберга.

Печатный процесс – множество изготовленных оттисков или копий, получаемых с печатной формы. Чтобы получить оттиск нужна была краска, бумага, печатный станок . Многие решения при сождании печатного станка И. Г заимствовал из виноделия.

1. талер – (от нем. Teller – стол) – стол где располагается печатная форма.

2. корета – подвижная поверхность.

3. печатная форма – поверхность на которой формируется печатный и пробельный элемент и которая служит для многократной передачи изображения или текста на бумагу.

4. декель – это рамка, обтянутая тканью или пергаментом и помещённая между поверхностью, прижимающей бумагу и печатной формой. Он служит для выравнивания давления при печати. Материал устраняющий неровности поверхностей между печатной формой. На этой же рамке закреплялись иголки пунктуры на которых закреплялись листы бумаги.

5. фрашкет - рамка, предохраняющая поля оттиска от попадения на них краски.

6. винт с ножевым рычагом. Он служит для создания давления между талером и тигелем, от чего зависит качество печати.

7. букса – деревянный брусок, на который крепится тигель.

8. тигель – четырёхугольная прижимная плита, пресс.

Краска, используемая в те времена не подходила, т.к. наносит на металлическую поверхность. Опытным путём И. Г пришлось искать новую краску. В итоге он остановился на краске, состоящей из сажи и льняного масла.

Бумага (от итал. Bombagia – хлопок) – материал из растительных волокон: целлюлозы и древесной массы, соответственным образом обработанный и беспорядочно соединён в тонкий лист.

Пергамент – лист, специально обработанный для письма из кожи животного. Назван в честь города Пергама в малой Азии, где в 3-2 веках до н. э впервые возникало его производство.

5. Продукция типографии И. Гуттенберга. И. Фуст и П. Шеффер.

В 1447 году в городе Майнце И. Г основывает типографию, где начинает печатать небольшие издания – календари, учебники и т. д.

42-строчная библия. Замысел создания библии возник у И. Г в 1450 году. Создание библии – 1452-1455 годы. Текст был отпечатан в 2 колонки по 42 строки. 1 том – 324 листа, 648 строк. 2 том – 317 листов, 634 строки. Отпечатанные листы фальцевали в один сгиб и собирали в 10 листовые тетради. Ни фолиации, ни сигнатуры в библии не было. (Фолиация – нумерация листов, сигнатура – нумерация тетрадей). О тираже высказывались различные мнения. Исследователи утвердили следующие цифры: 150 экземпляров на бумаге и 35 на пергаменте. Шрифт содержал 290 знаков: 47 прописных и 243 строчных буквы, знаки препинания, лигатура.

Иоганн Фуст

был скорее всего ростовщиком или банкиром. Из-за его связи с Иоганном Гутенбергом, Фусту приписывалось изобретение книгопечатания; также он считался учителем и партнером Гутенберга. Некоторые видели в нем покровителя и патрона, который понял ценность изобретения Гутенберга, и снабжал его средствами; другие считают его дельцом, который воспользовался тем, что у Гутенберга не было денег, и отнял у последнего доходы от изобретения. Как бы то ни было, в Хельмаспергеровском нотариальном акте от 6 ноября 1455 года говорится, что Фуст одалживал деньги Гутенбергу (вероятно, 800 гульденов в 1450 году и еще 800 в 1452 году) для того, чтобы тот закончил свою работу, и что в 1455 году Фуст предъявил иск Гутенбергу, требуя вернуть одолженные деньги и проценты (всего 2026 гульденов). Дело выглядит так, что Фуст не платил обещанные 300 гульденов в год, которые должны были тратиться на покрытие расходов, заработные платы и т. д., а также, по словам Гутенберга, обещал не требовать проценты.

Дело решилось в пользу Фуста. Решение суда изложено в нотариальном акте конспективно, и допускает различные толкования. Иногда утверждают, что Фусту перешла вся типография и тираж 42-строчной Библии.

Издательская марка Фуста и Шеффера

После процесса в Майнце открылась другая типография, во главе которой встали Иоганн Фуст и бывший подмастерье Гутенберга Петер Шеффер. Шеффер стал зятем Фуста, женившись на его единственной дочери Кристине. Первым изданием типографии Фуста и Шеффера стала так называемая Майнцская псалтирь, отпечатанная 14 августа 1457, ин-фолио в 350 страниц. Это была первая книга, в которой содержится выходная дата целиком. Псалтирь стала известна, благодаря красоте своих больших инициалов, напечатанных красной и синей краской при помощи составных клише. Псалтирь перепечатывалась с тех же клише (т. е. переиздавалась) несколько раз: в 1459 (29 августа), 1490, 1502 (последнее издание Шеффера) и в 1516-м. Другие издания Фуста и Шеффера:

  • «Объяснение церковных обрядов» Гийома Дюрана (Guillaume Durand
  • ;1459), ин-фолио, 160 листов
  • Климентины с толкованием Джованни Д"Андреа (Giovanni d"Andrea ; 1460), 51 лист
  • Святая Библия на латыни (1462), фолио в двух томах, 242 и 239 листов, 48 строк на полной странице
  • Шестая книга декреталий, с толкованием Д"Андреа, 17 декабря 1465 года, фолио 1211 листов
  • «Об обязанностях» Цицерона , 88 листов.

Петер Шёффер.

Нанятый Фустом, Шеффер был основным работником в типографии Иоганна Гутенберга. После ссоры Фуста с Гутенбергом, Шеффер свидетельствует в суде против последнего. К 1457 году они с Фустом открыли свою типографию, назвавшись «Fust und Schöffer» (Фуст и Шёффер) .

Самые известные работы Шеффера:

  • Майнцская Псалтирь (1457)
  • «Об обязанностях» Цицерона (1465)
  • «Гербарий» Иоганна фон Кауба (Herbarius latinus ; 1484)
  • так называемый «Сад здравия » (Gart der Gesundheit или Hortus Sanitatis ; 1485)
  • «Саксонская хроника » Конрада Бото (1492)

«Гербарий» - первый травник, напечатанный в Германии. Компилятивное собрание цитат из арабских и европейских средневековых рукописей. Составителем текста стал франкфуртский врач Иоганн фон Кауб (он же, возможно, автор «Сада здравия»). Ничего неизвестно об авторе иллюстраций, благодаря которым «Гербарий» приобрел большую популярность. В книге описаны и снабжены иллюстрациями 150 растений, а также 96 лекарственных средств. К 1499 году «Гербарий» был переиздан десять раз.

Шефферу приписываются такие нововведения в книгопечатании, как датировка книг, издательская марка (printer’s mark ), греческий шрифт, печатание цветными красками и др.

После смерти Фуста, Шеффер сосредоточился на выпуске книг по теологии, гражданскому и церковному праву.

Известно, что Шеффер женился на единственной дочери Фуста, Кристине, и его сыновья также занялись книгопечатанием. Его сын Иоганн выпускал книги с 1503 по 1531 годы. Другой сын, Петер Младший, руководил книгопечатным делом в Майнце (1509-1523), Вормсе (1512-1529), Страсбурге (1530-1539) и Венеции (1541-1542). В 1526 Петер Шеффер Младший напечатал первый Новый завет на английском языке. Перевод подготовил Уильям Тиндейл Иво, сын Петера Младшего, выпускал книги в Майнце в 1531-1555 годах

Своим открытием создатель технологии книгопечатания Иоганн Гутенберг произвел настоящую революцию, благодаря которой книги и знания стали доступными для самых широких слоев населения Европы. Его изобретение оказалось одним из главных символов наступившего Нового времени.

Детство

Точная дата рождения Иоганна Гутенберга неизвестна. Биографы изобретателя относят ее приблизительно к 1398 году. Иоганн Гутенберг принадлежал к роду богатых граждан Майнца, которых, на римский манер, называли патрициями. О детстве мальчика также практически нет никаких подтвержденных данных. Тем не менее, как сын из состоятельной семьи, он, без сомнения, получил хорошее городское образование.

Средневековый Майнц раздирали внутренние конфликты. Власть в нем принадлежала то патрициям, то их противникам ремесленникам. Вооруженные столкновения между разными социальными слоями считались обычным делом. Один из них произошел, когда Иоганн Гутенберг был в юношеском возрасте. Ремесленники напали на квартал богачей и разорили их дома. Погром заставил семью Гутенбергов эмигрировать в Страсбург. Иоганн еще долго не возвращался в родной город, несмотря на то, что в 1430 году политический маятник качнулся в противоположную сторону, и всем бежавшим патрициям была объявлена амнистия.

Карьера ювелира

После многих лет достатка Гутенбергам пришлось приспосабливаться к новым тяжелым условиям жизни. Молодость Иоганна прошла в бедности. Отсутствие достатка приучило его к самостоятельности и тяжелому труду. Традиционно патриции гнушались заниматься ремеслами, считая подобное занятие неблагородным. Иоганн Гутенберг думал иначе. Он завел знакомства с умелыми ювелирами Страсбурга и стал обучаться их делу. Получив соответствующее образование, молодой человек начал работать в компании, занимавшейся шлифовкой драгоценных камней и производством зеркал.

Постепенно Иоганн Гутенберг становился все более известным и именитым мастером. У него начали появляться первые ученики. История сохранила имя одного из этих подмастерьев - Андреаса Дрицена. В 1435 году Гутенберг заключил с учеником контракт и создал с ним совместное предприятие. К этому времени историки относят появление идеи книгопечатания, которой загорелся страсбургский ювелир. На протяжении всей своей жизни он старался не предавать огласке секреты этого искусства. Именно поэтому, даже заключая контракт с Дриценом, Гутенберг не стал напрямую говорить о том, что их предприятие будет печатать книги. Публично была создана очередная мастерская по производству зеркал.

Создание литер

Революционный печатный станок Иоганна Гутенберга появился не в одночасье. Сначала он придумал изображать буквы на деревянных столбиках и соединять получавшиеся литеры в удобный набор. Сегодня эта идея кажется простой и очевидной. Однако для Средневековья это был великий прорыв.

В 1438 году ярмарка Ахена, где мастерская Гутенберга продавала большую часть своих зеркал, была перенесена на два года. Изобретатель воспользовался образовавшимся свободным временем для продолжения работы над своей тайной машиной.

На пути к открытию

Эпохальное изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом на несколько отсрочилось из-за смерти его ученика и напарника Андреаса Дрицена. Мастерская распалась. Более того, на Гутенберга подали в суд наследники Дрицена. Затянувшийся процесс отвлек изобретателя от работы всей его жизни. Суд разбирал спор об имуществе. Наследники Андреаса требовали часть мастерской. Поэтому в судебных бумагах фигурировали упоминания о прессе, формах для литер, свинце и т. д. Тем не менее Гутенбергу удалось сохранить секрет еще не готового изобретения в тайне.

В 1439 году ювелир выиграл судебный процесс. После этого он в одиночку погрузился в работу над книгопечатной конструкцией. Создав подвижные литеры, Гутенберг получил возможность перемещать их в бесчисленном количестве комбинаций. Немец предавался заветной задумке в рабочей комнате в загородном страсбургском монастыре на берегу реки Иль, пока наконец не довел прототип до рабочего варианта. Историки относят это событие к 1440 году.

Финансовые трудности

Даже после изобретения литер и прототипа станка отпечатанные по новой технологии книги Иоганна Гутенберга появились далеко не сразу. Экспериментируя, он работал с деревянными формочками. Однако для регулярной работы они не годились, так как изображения букв быстро портились.

Для усовершенствования станка требовалось продолжать эксперименты с иными материалами. Такие изыскания стоили больших денег. Забросив зеркала и ювелирную работу, Иоганн Гутенберг, кратко говоря, остался без серьезных средств. Он принялся за поиски кредиторов, однако в Страсбурге никто не рискнул вложить деньги в затею изобретателя. Недоверие знакомых богачей усиливалось из-за того, что отец книгопечатания не раскрывал все карты и не рассказывал в деталях о своем станке.

Сотрудничество с Фустом

В 1445 году Иоганн Гутенберг, биография которого вновь оказалась связанной с Майнцем, наконец вернулся в родной город. Здесь он надеялся на помощь своей семьи. Однако на протяжении пяти лет изобретатель так и не продвинулся в своем главном предприятии. Теоретическая идея книгопечатания была готова, а вот ее реализация затягивалась.

В 1450 году Гутенбергу все-таки улыбнулась удача. Он познакомился с богатым предпринимателем Иоганном Фустом. Делец заключил с изобретателем договор, по которому дал ему кредит в 800 гульденов. Сумма выдавалась по частям на протяжении нескольких лет. Благодаря капиталу Фуста отец книгопечатания наконец усовершенствовал свою технологию.

На ссуженные деньги Гутенберг нанял несколько работников, закупил бумаги и красок, арендовал просторное помещение. Но самое главное - он отлил качественные и надежные литеры, в основе которых был сплав из нескольких металлов. Когда типография стала работать в полную силу, Фус,т как ее главный собственник, понимая ценность уникальной технологии, запретил рабочим рассказывать кому-либо о секретах книгопечатания. Наборщики клялись в этом коммерсанту, присягая на Евангелии. До того момента книги переписывались в монастырях. Вручную они множились крайне медленно. Монахи еще долгое время отказывались верить, что книги можно печатать с помощью изобретения Гутенберга, не прибегая к дьявольскому волшебству.

«Латинская грамматика» и индульгенции

Взяв у Фуста новый заем (прежних денег уже не хватало), Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. Путь к стабильно работавшему станку был долгим, но в конце концов конструкция была готова. Первой книгой, созданной по новой технологии, стала «Латинская грамматика», автором которой являлся Элий Донат. Ни одного целого экземпляра до нашего времени не сохранилось. Остались только отдельные листки, хранящиеся в Парижской национальной библиотеке.

Изобретение Гутенберга быстро нашло прибыльное применение. Папа римский Николай V, боясь турецкой угрозы, объявил против турок Крестовый поход и пообещал отпущение грехов тем, кто пожертвует деньги на предстоящую войну. В 1453 году османы захватили Константинополь, и немцы ринулись массово скупать индульгенции. Потребовалось огромное количество экземпляров этой квитанции. Тут и объявился Гутенберг. На его станке индульгенции печатались с немыслимой для своего времени скоростью. Некоторые экземпляры того тиража сохранились и сегодня принадлежат музеям.

Библия Гутенберга

Грамматика и индульгенции были для Гутенберга разведкой перед боем. Мечтой всей его жизни было наладить массовую печать Библии. Подготовка, набор книги и другие предварительные работы заняли без малого пять лет. Знаменитая 42-строчная Библия появилась в 1455 году. Она была издана в виде двухтомного фолианта (первая часть содержала 324 листа, вторая - 317 листов).

Библия получила название Гутенбурговой. Заглавные буквы в ней были пропущены. Их от руки рисовал каллиграф. Также отсутствовала привычная сегодня нумерация страниц. Это неудивительно, ведь только-только появилось книгопечатание. Иоганн Гутенберг издал эту Библию на пергаменте и бумаге (пергаментные версии стоили дороже). Тем не менее книги были моментально распроданы.

Последние годы и смерть

Типография, в которой Гутенберг напечатал свою Библию и другие обессмертившие его имя книги, была закрыта из-за долгов перед Фустом. Изобретатель не смог выплатить причитавшиеся ростовщику проценты и проиграл ему в суде. Фуст стал единственным собственником типографии. Он продавал книги по всей Европе и сказочно разбогател.

Оставшись ни с чем, Гутенберг не опустил рук. С новыми партнерами он открыл другую типографию. В ней была выпущена новая латинская грамматика «Католикон», а также книга доминиканского священника Иоагана Бальба. В 1465 году издатель в качестве камергера поступил на «вечную службу» к архиепископу Майнцскому и курфюрсту Адольфу Нассаусскому. С тех пор Гутенберг забыл о материальных невзгодах и смог полностью сосредоточиться на любимом деле. К тому времени изобретатель уже был стариком. Он скончался в 1468 году, к собственному счастью, застав начавшийся успех технологии книгопечатания. Гутенберг был похоронен в Майнце, однако его могила была предана забвению, а ее местоположение сегодня неизвестно.

Секретная технология издателя не могла вечно оставаться в тайне. После смерти мастера его верные ученики распространили ценнейшее знание по всей Германии, а оттуда и в другие страны. Уже в Новое время имя основоположника книгопечатания вызывало у историков споры и сомнения. Версия о Гутенберге восторжествовала только в конце XIX веке, когда были обнаружены его судебные бумаги и другие документы, подтвердившие, что именно он первым создал типографский станок.

По словам Вануччо Бирингуччо, "словолитный инструмент изготовляют из бронзы или из латуни. Он состоит из двух частей, подогнанных друг к другу таким образом, чтобы получить нужную величину высоты и ширины шрифта. Внутри форма сделана таким образом, чтобы в нее можно было вставлять матрицу".

Первое технически грамотное описание словолитной формы, сопровожденное чертежами, мы находим в книге английского технолога Джозефа Моксона (1627-1700) "Механические упражнения, или Учение о ремеслах", изданной в Лондоне в 1683 г. . Второй том этого труда, обильно иллюстрированного чертежами и схемами, посвящен типографскому делу. Книга увидела свет почти через 250 лет после изобретения Иоганна Гутенберга. Но известно, что ремесленная техника феодального способа производства в течение столетий оставалась неизменной. Поэтому можно предположить, что с середины XV и до конца XVII в. словолитная форма изменилась мало.

По Моксону, словолитная форма составлена из двух металлических деталей сложной формы - нижней и верхней. Деревянная рубашка b , прикрепленная к деталям, позволяла словолитцу брать форму в руки
в момент заливки в нее расплавленного металла. Нижнюю и верхнюю части формы складывали таким образом, чтобы выступы с входили в пазы g . Пирамидообразный литник при этом образовывали скошенные плоскости d и е , а рабочая полость возникала между плоскостями а . К отверстию в нижней части полости прижимали матрицу fg с углубленным рельефным изображением Е шрифтового знака. Матрица фиксировалась плоскостями i,i формы. Точное положение очка обеспечивала юстировочная игла h , крепившаяся на поводке. Иглу вставляли в отверстие в задней плоскости матрицы.
Комплексно с оборудованием словолитной мастерской читатель может познакомиться по репродукции гравюры, которую мы заимствуем из четырехтомного руководства по типографскому делу известного в свое время печатника и издателя Христиана Фридриха Гесснера (ум. 1756); руководство было издано в 1740-1745 гг. в Лейпциге. К этому времени изобретению Иоганна Гутенберга исполнилось уже 300 лет, да и труд Гесснера был приурочен к празднованию этого юбилея. Но мы думаем, что технология словолитного производства за эти долгие годы изменилась мало. Труд Гесснера по обыкновению тех лет имел длинное название: "Необходимое и полезное книгопечатное искусство и шрифтолитейное дело с его шрифтами, форматами и всеми относящимися к этому делу инструментами, изображенное и понятно описанное, а также краткий рассказ о происхождении и развитии книгопечатания, особенно же о типографах в Лейпциге и других городах Германии, которые через 300 лет после изобретения представлены миру .

Оборудование словолитной мастерской.
По гравюре из книги Х.Ф. Гесснера. 1740-1745 гг.

В левой части гравюры изображена печь, в которой плавился типографский сплав. Представлен - в правой нижней части рисунка - и поперечный разрез плавильной печи. На печи и на расположенном рядом столе лежат различные инструменты словолитчика. Мы видим здесь и ложку, которой зачерпывали расплавленный металл и заливали его в словолитную форму. На полу около печи стоят различные емкости для слитков отдельных компонентов сплава. Словолитная форма изображена в верхнем правом углу гравюры. Она состоит из двух частей с выступами а и b , образующими литниковое отверстие. Металлические части словолитной формы помещены в деревянную рубашку h , предохранявшую руки словолитчика от ожога. В полости формы есть выступ g , благодаря которому на литере образуется сигнатура - поперечное углубление на ножке, помогающее наборщику определить правильное положение литеры при наборе. При отливке матрицу l помещают между направляющими в нижней части формы. Положение матрицы фиксируется иглой s , установленной на гибком поводке r . Между двумя частями формы на гравюре изображена только что отлитая литера р с литником q , который отпиливали, предварительно зажав литеру в тисках.

Наборный инструментарий

Старейшее известное нам изображение типографии помещено на гравюре, иллюстрирующей французское стихотворение на популярную в средневековой словесности и изобразительном искусстве тему "Танец смерти". Мы находим гравюру в книге, которую издал в Лионе в 1499 г. или в 1500 г. типограф Маттиас Гусс . На гравюре изображена и установленная с наклоном наборная касса. Это ящик, разделенный перегородками на множество отделений - по числу шрифтовых знаков. К одной из стенок кассы прикреплен тенакль - державка для листа рукописи, которая служит оригиналом для набора. Наборщик держит в левой руке верстатку - плоский ящичек с двумя стенками. Третья стенка выполнена подвижной - ее устанавливали по формату строки. Наборщик брал литеры из кассы правой рукой и ставил их в верстатку. Одновременно осуществлялась выключка строки с помощью пробельного материала - шпаций , размещаемых в межсловных промежутках.

Старейшее изображение типографии.
Гравюра "Танец смерти" из лионского издания 1499 г.

Примерно такой инструментарий был и в типографии Иоганна Гутенберга. Быть может, он использовал верстатку, рассчитанную на набор сразу двух колонок текста (его Библии были двухколоночными изданиями).

Такая верстатка изображена на одной из гравюр в книге Джозефа Моксона. На той же гравюре видна плоская доска с бортиками, на которую последовательно выставлялись составленные из отдельных литер шрифтовые строки. Корректуру осуществляли с помощью шила, которым накалывали и извлекали ошибочно вставленные в набор литеры. Для формирования полос и их заключки служила рама, которая расположена на столе с наклонной верхней крышкой.
Гравюра из книги Дж. Моксона также иллюстрирует процесс установки литер в верстатку и строк на верстальную доску.

Оборудование и инструментарий для набора мы видим и на гравюре из книги X.Ф. Гесснера. Литеры хранятся в отделениях наборной кассы, устанавливаемой наклонно на скошенной верхней поверхности шкафа-реала. В левой верхней части гравюры изображена верстатка - трехстенный металлический ящичек с боковой подвижной стенкой. Беря литеры из кассы и ставя их в нужном порядке в верстатку, наборщик и осуществлял набор. Рядом мы видим сильно увеличенные изображения шрифтовых и пробельных литер.

Повторим, что время в феодальном обществе шло медленно. Технические решения, когда-то найденные, оставались неизменными на протяжении многих десятилетий. Поэтому у нас есть все основания предположить, что в типографии Иоганна Гутенберга использовался тот самый наборный инструментарий, который мы видим на гравюре 1499 г. и на рисунках из книг Моксона и Гесснера.

Гутенберговская система набора

В латинском алфавите 25 строчных и 25 прописных букв. Добавим к этому ограниченное число знаков препинания, получим 60, самое большее 70 разноименных литер. Между тем в изданиях Иоганна Гутенберга можно встретить от 150 до 300 шрифтовых знаков. Дело в том, что изобретатель, как многие первопечатники различных стран и народов, в том числе и русские, старался во всем следовать рукописной практике. Чтобы печатная книга была похожа на рукописную, необходимо было в рисунках шрифта воспроизвести хотя бы простейшие каллиграфические ухищрения писцов, стремившихся нарушить однообразие текстовой полосы.

Характерной особенностью готических почерков были ромбовидные окончания вертикальных штрихов литер. При написании букв в строке для более цельного восприятия письма каллиграфы сглаживали остроконечные выступы с той стороны литеры, которая примыкала к соседней, такие выступы имеющей. Чтобы передать эту особенность средневекового письма, Гутенбергу пришлось почти каждую литеру отливать в достаточно большом количестве вариантов.

К рукописной практике восходили и литеры с надстрочными знаками сокращения, соответствующие славянским буквам под титлами. Сокращения в большинстве случаев обозначались горизонтальной или слегка волнистой чертой, а также одним или двумя ромбами или ноликом, размещенными над литерами. Были и специальные знаки для сокращенного обозначения окончаний слов.

Назовем, наконец, многочисленные у Гутенберга лигатуры - слитные обозначения двух алфавитных знаков, отлитых на одной ножке.

Отто Хупп, тщательно изучивший первопечатные шрифты, выделил восемь основных групп, объединивших главные графические начертания . Мы приводим здесь составленную им таблицу.

В верхней графе ее помещены изображения алфавитных знаков из, так сказать, основной группы.

Следующая строка - это т.н. соединительные литеры (Anschlussbuchstaben ), левые вертикальные штамбы которых лишены ромбовидных приливов.

В третью группу выделены буквы с остроугольными окончаниями левых вертикальных штамбов.

Четвертая группа представляет нам различные особые графические формы литер, которые также взяты из практики рукописния и существовали в двух-трех вариантах.

В пятой строке собраны всевозможные лигатуры. Это в большинстве своем сочетания согласной и гласной: ba, be, bo, da, de, do, ha, he, ho и т.д. Но встречаются и двойные согласные: ff, pp. ss.

Шестая группа содержит литеры с как бы нависающим над соседним, размещенным справа знаком элементом. Хупп именует такой элемент знаменем (Fahne ).

Седьмая группа - это алфавитные знаки с надстрочными обозначениями сокращений. И, наконец, в последней восьмой группе собраны специальные знаки сокращений и знаки препинания.

Иоганн Гутенберг умело использовал в наборе одноименные литеры различного начертания. Для этого существовали неписаные правила, которые изобретатель держал в уме. Литеры с надстрочными знаками сокращений и лигатуры облегчали выключку строк, т.е. приведение их к одной длине. Выключка в крупных изданиях Иоганна Гутенберга безукоризненна. Механизм выключки, которая могла осуществляться и путем изменения ширины межсловных пробелов, в этом случае прост. Допустим, в строке, длина которой превышена, было слово est , Гутенберг в этом случае заменял его на е с надстрочным знаком сокращения, уменьшая тем самым длину строки на две литеры.

Гутенберговская система набора способствовала оптимальному эстетическому воздействию полос его книг, которые и сегодня оставляют незабываемое впечатление.

Особенности набора "Католикона". 1560 г.

Это издание, если говорить о его полиграфическом осуществлении, значительно отличается от всех других первопечатных изданий.

Изучавший "Католикон" американский исследователь Пол Нидхем выдвинул в 1982 г. совершенно сенсационную гипотезу . По его мнению, "Католикон" напечатан не с помощью подвижного шрифта. Его полосы составлены из цельных двойных строк, собранных в колонки и в страницы.

Надо сказать, что еще Готтфрид Цедлер, а до него Адольф Шмидт заметили, что двойные строки играют в "Католиконе" совершенно особую роль . В старопечатных, да и в новых изданиях нередко можно встретить перевернутые, поставленные "вверх ногами" литеры. В "Католиконе" таких нет. Но зато Цедлер обнаружил в первой колонке лицевой стороны листа 131 целых две строки, поставленные "вверх ногами". При этом строки поменялись местами. Сверху оказалась строка 36, а снизу - строка 35. В других экземплярах эти строки стояли правильно, причем оттиск, вне всякого сомнения, был произведен с того же самого набора.

В конце лицевой полосы листа 189 было оставлено 12 пустых строк. Типограф заполнил их не пробельным материалом, а набором, который при печати не был набит краской. Так называемый слепой оттиск дали строки 13, 14, 11, 12, 9, 10 набора колофона с листа 372. Легко заметить, что все это пары "нечетная - четная строка".

Интересно, что при печатании 189-го листа книги уже существовал набор ее последнего листа. В случае набора подвижным шрифтом так обычно не бывает: набор и печатание осуществляют параллельно, с тем чтобы использовать минимальное количество шрифта. Набранные полосы, после того как они отпечатаны, разбирают, расскладывают шрифт по отделениям кассы и используют вторично.

Слепой оттиск на листе 189 Цедлер нашел в экземпляре "Католикона" с филигранью Литера С , а в экземпляре с водяными знаками Башня и Корона на том же месте были поставлены совсем другие строки, к тому же перевернутые: 5, 6 и 3, 4. Прокомментировать странности набора "Католикона" Г. Цедлер не сумел. Но они легко объясняются с помощью гипотезы Пола Нидхема.

Американский исследователь, изучив многие экземпляры "Католикона", обнаружил и новые примеры той особой роли, которую играют в этом издании комбинации нечетных и четных строк. В экземпляре "Католикона" из библиотеки св. Женевьевы в Париже (этот экземпляр напечатан на бумаге с водяным знаком Голова быка ) на оборотной стороне л. 284 строки 5-6 и 7-8 поменялись местами. При этом были ошибочно переставлены опять-таки две строки - нечетная и четная.

В экземпляре из Шантилли на оборотной стороне л. 131 поменялись местами строки 13-14 и 53-54. Ошибка, видимо, произошла по той причине, что строки 13 и 53 начаты близкими по написанию словами: curro и [С]uruco . При наборе отдельными литерами такая ошибка невозможна. Во второй колонке оборотной стороны л. 5 и во второй колонке на лицевой стороне л. 38 экземпляра из собрания Пирпонта Моргана П. Нидхем заметил сдвиг некоторых строк по сравнению с остальными. Выключки строк типограф "Католикона" не делал. Все строки здесь разной длины. Так вот, на л. 5 об. две строки (опять-таки две!) - 51 и 52 сдвинуты вправо, а на л. 38 строки 7 и 8 сдвинуты влево. Нидхем обнаружил также несколько случаев нового набора, и в каждом из них переливались сразу две строки.

Немецкий историк полиграфической техники Клаус В. Герхардт предположил, что Иоганн Гутенберг, печатая "Католикон", для отливки двойных строк использовал технику бумажного матрицирования. Сложность состоит в том, что ранее считалось, что этот способ появился лишь в XIX столетии.

Ручной типографский станок

Фрагменты ручного печатного стана
будто бы найденные в доме "Цум Юнген"

Оттиски с печатной формы, набитой краской, как уже говорилось, умели получать и до Гутенберга. Для этого на форму накладывали лист бумаги и притирали его ребром ладони или планкой-рейбером. Гутенберг впервые механизировал этот процесс, построив типографский (или печатный) стан. Как он выглядел, сейчас сказать трудно. Правда, в предвоенные годы в Немецком музее книги и шрифта в Лейпциге экспонировался стан Гутенберга, частично реконструированный, а частично, как утверждали, подлинный. История стана такова.

В свое время аббат Иоганн Тритемий (Johannes Trithemius, 1462-1516) утверждал, что Иоганн Гутенберг жил в доме "Цум Юнген". Потомки своеобразно почтили память великого изобретателя: в XIX столетии в доме открыли пивную, которая называлась "У Гутенберга". 22 мая 1856 г. владелец пивной Бальтазар Борзнер, раскапывая земляной пол в подвале, примерно в 5 м от уровня мостовой обнаружил древнеримские монеты, осколки керамики, печные изразцы и несколько дубовых балок. На одной из них сохранилась резная надпись: J MCDXLI G. Запись расшифровали как инициалы Иоганна Гутенберга и указание на год 1441. Сами же балки посчитали частями типографского станка. Дрезденский коллекционер Генрих Клемм (Heinrich Klemm, 1819-1885) в скором времени приобрел находку за немалую сумму. По его заказу отсутствовавшие детали стана были восполнены.

Впоследствии, когда коллекция Клемма легла в основу Немецкого музея книги и шрифта, открытого в июле 1885 г., в экспозицию вошел и станок . Это было сравнительно небольшое сооружение в виде стола, по сторонам которого вертикально установлены массивные дубовые балки. Между ними - горизонтальная перекладина с помянутой выше надписью. В перекладине - отверстие для винта, на котором укреплена колоколообразная деталь с рычагом для поворачивания винта. Непосредственно на этой детали - доска для прижимания листа к наборной форме, установленной на столе.

Стан в таком виде работать не может, ибо доска должна быть подсоединена к винту подвижно. В противном случае при вращении винта она также должна вращаться, а этому мешают вертикальные балки.

Реконструировали стан, не задумываясь над смыслом его работы. Но дело даже не в этом. В XV в. число 400 писали римскими цифрами не так, как это делается теперь - CD, а таким образом: СССС. Да и имя Иоганн начиналось не с буквы J а с I. В 1441 г. Гутенберг жил не в Майнце, а в Страсбурге. Это сразу насторожило майнцских патриотов. Получалось, что книгопечатание вообще, а типографский стан в частности изобретены не в Майнце. Да и как мог этот стан оказаться в подвале дома "Цум Юнген". Предполагать, что Гутенберг привез с собой станок из Страсбурга, наивно. Столь несложную конструкцию он мог соорудить и вторично. Поэтому всю историю с находкой частей стана сочли фальсификацией, столь часто вторгавшейся в гутенберговедение .

Реконструкции печатного стана Иоганна Гутенберга.
Гутенберговский музей в Майнце

Подумаем о том, какая задача стояла перед Гутенбергом, когда он собирался механизировать печатный процесс. Чтобы получить оттиск с наборной формы, ее прежде всего нужно покрыть краской. Далее следует аккуратно наложить чистый лист бумаги на набор. Лист необходимо плотно и, что особенно важно, равномерно прижать к форме - такова третья операция. И наконец, следует снять готовый оттиск с набора. Судя по всему, первую, вторую и четвертую операции Гутенберг осуществлял вручную. Механизировано было лишь само получение оттиска, происходившее под большим давлением.

По подсчетам специалистов, удельное давление в этом случае должно быть равно 8,2 кг/см 2 . Суммарное же давление при печати, например 42-строчной Библии, главного издания Гутенберга, можно определить по формуле: Q = pF , где р - удельное давление, a F - площадь формы.

Подставляя соответствующие значения для 42-строчной Библии, имеем: Q = 8,2 х 19,9 х 29,0 = 4518,2 кг.

Получить давление в четыре с половиной тонны, вручную прижимая доской лист к набору, невозможно. Печатный стан Иоганна Гутенберга позволял это делать, прикладывая сравнительно небольшое усилие к рычагу, приводящему во вращение нажимной винт. Это было большим достижением, ибо давало значительный выигрыш во времени и снижало трудоемкость рабочего процесса.

Задумываясь над тем, как механизировать операцию получения печатного оттиска, Гутенберг в качестве первоосновы мог использовать уже существовавшие к тому времени механизмы для создания давления между двумя горизонтальными плоскостями. Первый из таких механизмов это пресс, который применялся в виноделии.

Пресс для виноделания

Виноград укладывали на столе со стоком, под которым ставили бочку W. По бокам стола находились две массивные вертикальные балки F и С , в пазах которых была подвижно установлена горизонтальная доска К . Давление создавалось с помощью винтового шпинделя АВ , ходившего в гайке, закрепленной в горизонтальной перекладине С между двумя вертикальными балками. Вращали шпиндель с помощью прикрепленного к нему колеса, которое приводили в движение веревкой Z, наматываемой на ворот.

Пресс бумагоделательного производства

Аналогичную конструкцию имел пресс для обжимки влажных стоп бумаги в бумагоделательном производстве. Здесь стопу F помещали на горизонтальную перекладину E , закрепленную между вертикальными балками АВ . Прижим осуществлялся подвижной горизонтальной доской СН , приводимой в движение нажимным винтом QX. Винт вращали не показанным на рисунке рычагом, который вставляли в отверстие в буксе Р . Винт можно было фиксировать в определенном положении с помощью храпового механизма.
Ни в виноделии, ни в бумагоделательном производстве не ставилась задача обеспечить механический подъем нажимной доски после прессования. Строгая параллельность доски к поверхности стола в этих случаях не требовалась. Решить эти задачи предстояло Иоганну Гутенбергу при сооружении типографского станка.

Строгую параллельность горизонтальных плоскостей техническими средствами XV столетия вряд ли можно было обеспечить. Изобретатель европейского книгопечатания решил пойти по другому пути. Равномерность натиска по всей поверхности печатной формы он обеспечил с помощью мягкого материала - ткани или пергамена, который помещали между нажимной плитой и листом бумаги, лежащим на смазанной краской форме. Материал как бы скрадывал непараллельность плоскостей и их неровности. Такой материал впоследствии получил название декеля.

Накладывать лист и декель на форму, находящуюся под нажимной плитой, да и наносить в этом положении краску на форму неудобно. Значит, следовало озаботиться созданием устройства, которое могло бы периодически перемещать форму под плиту и обратно. Для этого форму устанавливали не прямо на стол, а на подвижную каретку. Такие каретки мы видим уже на гравюре 1499 г. и на изображениях печатного станка на издательских и типографских марках начала XVI в.

Наконец, нужно было придумать механизм, который бы обеспечил точное наложение листа на наборную форму. Каретка в открытом положении, снабженная механизмом для наложения листов, впервые изображена на гравюре из "Швейцарской хроники", напечатанной в Цюрихе в 1548 г. Христофором Фрошауером .

Ручной типографский станок.
Гравюра из "Швейцарской хроники". Цюрих, 1548 г.

Мы видим здесь мастера, который двумя кожаными подушечками набивает краску на печатную форму, помещенную в каретке. К последней шарнирно прикреплена рама, на которую натянут декель. Второй рабочий снимает с этой рамы уже отпечатанный лист. В дальнейшем на его место будет положен чистый лист бумаги. К декельной раме, опять-таки на шарнирах, прикреплена рама, предохранявшая поля оттиска от попадания на них краски. Раму эту удерживает в нужном положении прикрепленный к ее нижней части выступ, упирающийся в стол типографского станка. На гравюре Иоста Аммана 1568 г. для этой цели служит круглая в сечении палка, установленная на полу типографии.


В типографии.
С гравюры И. Аммана. 1568 г.

Был ли механизм для наложения листов в станах, стоявших в типографии Иоганна Гутенберга? Нам думается, что да, и вот почему. Для точности наложения листа на декельной рамке устанавливали иголки, на которые накалывали лист. Такие иголки, а также отверстия, образуемые ими в бумажном листе, называют пунктурами. Так вот, в изданиях Иоганна Гутенберга, в том числе и в 42-строчной Библии, пунктуры есть. Их разное количество и размещены они в разных местах. Это позволяет гутенберговедам определять, какое количество типографских станков стояло в мастерской Гутенберга.

В начале XVI в. изображения печатного стана встречаются на издательских марках типографов Иоста Бадия Асцензия (1509), Петруса Цезаря (1510), Якоба де Бреда (1515), Дирка ван ден Барне (1512), Олдржиха Веленского (1519). На всех этих гравюрах изображена рукоятка для перемещения каретки под нажимную плиту и обратно. Типографские станы в эти годы рисуют великие художники Лукас Кранах (1520) и Альбрехт Дюрер (1525) . Требовать от этих гравюр технической достоверности мы, конечно, не можем.

Типографский стан по рисунку Л. Кранаха 1520 г.

Типографский стан по рисунку А. Дюрера. 1525 г.

Первое технически грамотное описание ручного типографского стана, сопровожденное гравюрой, мы найдем в книге архитектора итальянского города Падуи Витторио Цонка (1568-1602), посвященной различным механическим устройствам. Книга увидела свет в 1607 г.


Типографский стан.
Гравюра из книги В. Цонка. 1607 г.

Вот как описывает Цонка конструкцию стана:

"Винт А должен быть отлит из меди, ибо тогда он лучше и чище. Его можно сделать и из железа, но это не так хорошо; он должен иметь четырехгранную (винтовую. - Е.Н. ) нарезку. Винт входит в гайку (на гравюре она не видна. - Е.Н. ), также сделанную из металла, и она не выпускает винт за поперечину (т.е. за горизонтальную поперечную балку. - Е.Н. ). Нажимная плита также отливается из цветного металла, чтобы быть гладкой, ибо она должна ровно нажимать на шрифт. Из железа она будет хуже, ибо с помощью молота ее трудно сделать такой ровной... Если же хотят сделать нажимную плиту из дерева, то надо взять оливковую древесину. Внизу на винте висит четырехгранная железная букса D, которая с помощью шнуров поднимает нажимную плиту вверх. Эта букса имеет четырехугольную форму для того, чтобы винт лучше нажимал своей конической (лишенной нарезки. - Е.Н. ) частью на нажимную плиту... Букса прикреплена к (лишенной нарезки. - Е.Н. ) части винта штифтом... таким образом, что при вращении винта букса перемещается (возвратно-поступательно вниз и вверх. - Е.Н. ). На высоте в 2,5 фута (73 см - Е.Н. ), на которой человеку удобно работать, установлен стол E,... занимающий пространство между стойками С, заключающими всю конструкцию. На столе движется каретка ЕЕ, в которой заключен шрифт (т.е. печатная форма. - Е.Н. ).

Рабочий передвигает каретку взад и вперед ручкой с помощью шнура, намотанного на барабан N. Внизу под кареткой прикреплено несколько железных полос и несколько таких же - F - на столе, по которому каретка, смазанная маслом, легко скользит. После того как рабочий сделает нажимным рычагом В движения к себе и обратно, он с помощью рукоятки (на гравюре печатник держит ее левой рукой. - Е.Н. ) перемещает тележку вправо, открывает раму наподобие окна (открытая и закрытая каретка Е изображена внизу справа. - Е.Н. ), вынимает оттуда отпечатанный лист, берет обеими руками наполненные шерстью мацы М, опускает их в типографскую краску из ламповой сажи, льняного масла и смолы, один или два раза ударяет их друг о друга (точнее, растирает краску вращательным движением мац. - Е.Н. ), затем набивает краской шрифт, накладывает чистый лист, закрывает каретку, смещает ее налево, дергая за рычаг В и вращая винт A, смещает нажимную плиту вниз и так повторяет печатание" .

Перед типографским станом на полу гравер, иллюстрировавший книгу Витторио Цонка, изобразил отдельные его части. Слева внизу - букса D и входящий в нее винт С с конической нажимной частью. Слева вверху - каретка в закрытом состоянии и под ней рукоятка механизма для перемещения каретки. Этот механизм N отдельно изображен в нижней центральной части рисунка. Мы видим барабан, снабженный рукояткой и обмотанный шнуром, концы которого прикрепляются к каретке. Рядом лежат мацы М . Справа от них - рама для заключки наборной формы. Раму эту устанавливают в каретку Е, которую мы видим в правой части гравюры.

Принцип действия ручного типографского станка мы поясняем кинематической схемой.

Кинематическая схема ручного типографского станка

Наборная форма заключена в раме, установленной на каретке 1 , которая имеет возможность возвратно-поступательного движения вдоль стола 2. К каретке шарнирно прикреплена декельная рамка (тимпан ) 3 , а к последней - рамка (фрашкет ) 4 , предохраняющая поля оттиска от попадания краски. Декельная рамка затянута листом пергамена, выравнивающего при печатании величину натиска. На рамке закреплены иголки-пунктуры, на которые накалывают лист бумаги. После этого на декельную рамку опускают фрашкет, а затем декельную рамку с фрашкетом накладывают на наборную форму и с помощью рукоятки приводят во вращение цилиндр 5 . Последний при помощи шнуров 6 перемещает каретку под нажимную плиту (тигель ) 7 . Тигель подвешен на шнурах 8 к буксе 9 (на Руси ее называли орех), которая подвижно установлена на цилиндрическом выступе 10 , жестко скрепленном с винтом 11 , При перемещении нажимного рычага (куки ) 12 винт, смещаясь в гайке 13 , своей нижней лишенной нарезки конической частью 14 прижмет тигель к листу, лежащему поверх набитой краской печатной формы. При обратном движении рычага букса смещается вверх и поднимает тигель, подвешенный на шнурах. Затем каретку, вращая с помощью рукоятки барабан 5 , выводят из под тигля, раскрывают ее и снимают готовый оттиск.
Конструкция ручного типографского стана, разработанная Иоганном Гутенбергом, была весьма рациональной и практичной. Поэтому она без принципиальных конструктивных изменений служила человечеству достаточно долго. Причины этого недавно проанализировал ведущий немецкий историк полиграфической техники Клаус В. Герхардт в статье с весьма характерным названием: "Почему гутенберговский пресс был заменен лучшей системой лишь через 350 лет

Типографская краска

Состав краски стал одним из компонентов изобретения Иоганна Гутенберга. Применять краску, которая использовалась при печатании листовых гравюр и цельногравированных книг, он не мог, ибо на металлическую поверхность краска ложилась иначе, чем на деревянную. Опытным путем следовало подобрать новые компоненты.

Надо сказать, что издания Иоганна Гутенберга, и прежде всего 42-строчная Библия, поражают нас иссиня-черными, немного поблескивающими текстовыми полосами, которые кажутся отпечатанными лишь вчера.

Первые печатники делали краску из сажи, которую смешивали с льняным маслом - олифой. Важную роль играли и всевозможные добавки. Об этом стало известно сравнительно недавно - в 1980-х годах в результате исследований, проведенных междисциплинарной исследовательской группой Калифорнийского университета в Дэвисе (США). Работала группа под руководством Ричарда Н. Шваба, Томаса А. Кахилла и Брюса А. Куско. В 1982-1986 гг. комплексно изучались старопечатные издания, вышедшие в Майнце и Бамберге, и среди них и 42-строчная Библия.

Среди присадок к основным составляющим типографской краски Иоганна Гутенберга были обнаружены медь, сера и свинец. Металлические компоненты весьма характерны именно для материала, который использовался изобретателем книгопечатания. В краске других ранних изданий они не встречаются. Исключение составляет лишь 36-строчная Библия; это косвенно доказывает, что и она дело рук Гутенберга.

Пока еще ничего не известно, в каком виде и каким образом эти компоненты добавлялись в краску и делалось ли это сознательно или нет. По мнению исследователей Калифорнийского университета, именно свинец ответствен за непривычный блеск текстовых полос гутенберговских изданий.

Примечания

1. Цит. по: Лихтенштейн Е.С. Слово о книге. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. М., 1984. С. 68-69.

2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 82.

3. Немировский Е.Л. Новые способы печати. М., 1956. С. 141- 144.

4. Вернадский В.И. Указ. соч. С. 88.

5. Hunter C.R. The script of Harappa and Mohenjo-Daro and its connection with other scripts. L., 1934.

6. Wiesemann D.J. Cotter und Menschen im Rollsiegel Westasiens. Praha, 1958.

7. Федоров-Давыдов Г.Л. Монеты рассказывают. (Нумизматика). М., 1963. С. 21.

8. Спасский И.Г. Русская монетная система. Историко-нумизматический очерк. Л., 1962.

9. Hamanova P. Z dejin knizni vazby. Praha, 1959. S. 21.

10. Loubier H. Der Bucheinband in alter und neuer Zeit. Berlin; Leipzig, 1926.

11. Молчанов A.A. Таинственные письмена первых европейцев. М., 1980. С. 21.

12. Бекштрем А. Загадочный диск // Журнал Министерства народного просвещения (ЖМНП). СПб., 1911. № 12.

13. Молчанов A.A. Указ. соч. С. 52.

14. Cicero, Marcus Tullius. De natura deorum. De diuinatione. De fato. De legibus, etc. Cum additione Raphaelis Zovenzonii. , 1471. Lib. II. Cap. 20.

15. Ruppel A. Die Technil Gutenbergs und ihre Vorstufen. Dusseldorf, 1961. S. 13-14.

16. Ibid. S. 14.

17. Вернадский В.И. Указ. соч. С. 92.

18. Quintilianus, Marcus Fabius. Institute oratoria / Red. Omnibnus Leonicenus. : Nucolaus Jenson 21 V 1471. Lib. 1. Cap. 2. Par. 21.

19. Hupp O. Die Prufeninger Weihinschrift vom Jahr 1119 // Studien aus Kunst und Geschichte. Freiburg, 1906. S. 185 ff.

20. Lehman-Haupt H. Englische Hoizstempelalphabete des 13. Jahrhunderts // Gutenberg-Jahrbuch. Mainz, 1940. S. 93-97.

21. Bock F. Die Einbande des Nurnberger Dominikaners Konrad Forster // Jahrbuch der Einbandkunst. 1928. Bd. 2. S. 14-32.

22. Kyriss E. Nurnberger Klostereinbande der Jahre 1433 bis 1525. Dissertation. Bamberg, 1940.

23. Kyriss E. Schriftdruck vor Gutenberg // Gutenberg-Jahrbuch. Mainz, 1942. S. 40-48.

24. Stromer W. Gespornte Lettern. Leitfossilien des Stempeldrucks (cf. 1370-1490) // Gutenberg-Jahrbuch. Mainz, 1996. S. 61-64.

25. Bock F. Op. cit.

26. Hussing M. Neues Material zur Frage des Stempeldrucks vor Gutenberg // Gutenberg-Festschrift. Mainz, 1925. S. 66-72.

27. Stromer W. Vom Stempeldruck zurn Hochdruck. Forster und Gutenberg // Johannes Gutenberg. Regionale Aspekte des fruhen Buchdrucks. B., 1993. S. 47-92.

28. Forrer R. Die Zeugdrucke der byzantinischen, romanischen und spatern Kunstepochen. Strassburg, 1894.

29. Bachmann M., Reitz C. Der Blaudruck. Leipzig, 1962. S. 5.

30. Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI-XVII вв. М., 1954. С. 15.

31. Kunze H. Geschichte der Buchillustration in Deutschland. Das 15. Jahrhundert. Leipzig, 1975. S. 83-84.

32. Ibid. S. 83-84.

33. Ченнини Ч. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М., 1933. С. 119-120.

34. Pow-Key Sohn. Early Korean printing // Der gegenwartige Stand der Gutenberg-Forschung. Stuttgart, 1972. S. 217.

35. Loehr M. Chinese landscape woodcuts. Cambridge, 1968. P. 1.

36. Goodrich L.C. Two new discoveris of early block prints // Der gegenwartige Stand der Gutenberg-Forschung. Stuttgart, 1972. S. 214.

37. Лю Гоцзюнь. Рассказ о китайской книге. М., 1957. С. 49.

38. Гривнин B.C. История развития и современное состояние книгоиздательства в Японии // Книга. Исследования и материалы. 1961. Сб. 4. С. 287-314.

39. Akihiro Kinoshita, Keiichi Ishikawa. Early printing history in Japan // Gutenberg-Jahrbuch. Mainz, 1998. S. 31-32.

40. Лю Гоцзюнь. Указ. соч. С. 46-47.

41. Флуг К.К. История китайской печатной книги Сунской эпохи Х-Х111 вв. М.; Л., 1959. С. 29-30; Carter Th.F. The invention of printing in China and its spread westward. L., 1925. P. 25.

42. Цит. по: Journal Asiatique. P., 1905. Vol. 5. P. 5-75.

43. Кочетова C.M. Фарфор и бумага в искусстве Китая. М.; Л., 1956. С. 64.

44. Schlieder W. Zur Geschichte der Papierherstellung in Deutschland von der Anfangen der Papiermacherei bis zum 17. Jahrhundert // Beitrage zur Geschichte des Buchwesens. Leipzig, 1966. Bd. 2. S. 91, 101.

45. Неруда П. Ода типографии / / Песнь о книге. Антология. Минск, 1977. С. 108-109.

46. Keenan E.L. Paper for the Tsar: A letter of Ivan IV of 1570 // Oxford slavonik papers. 1971. Vol. 4. P. 21-29.

47. Bucher. Geschichte der technischen Kunste . Bd. 1. S. 370.

48. Linde A. Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst. B., 1886. Bd. 34. S. 678.

49. Botto С. Chroneken von der Sassen. Mainz, 1492. 6.111. Bl. 284 r.

50. Linde A. Op. cit.

51. Ibid. S. 679.

52. Sacks H. Eygentliche Beschreibung aller Stande auff Erden, hoher vnd nidriger, geistlicher und weltlicher, aller Kunsten, Handvercken und Handein. Franckfurt am Mazn, 1568. Bl. .

53. Schmidt W. Beitrag zur Geschichte des Hoizschnittes. Munchen, 1886. S. 14; Linde A. Op. cit. S. 678.

54. Кристеллер П. История европейской гравюры XV-XVIII века. М., 1939. С. 29.

55. Описание гравюр: Schreiber W.L. Manuel de l"amateur de la gravure sur bois et sur metal au XV sieckle. B., 1891. Vol. 1. № 1395, 1677.

56. Kunze H. Geschichte der Buchillustration in Deutschland. Das 15. Jahrhundert. Leipzig-, 1975. S. 100.

57. Linde A. Op. cit. S. 679-680.

58. Friedlander M.J. Der Holzschnitt. Berlin; Leipzig, 1921. S. 18.

59. Heinecken K..H. von. Idee generale d*une collection complete d"estampes. Leipzig; Vienne, 1771. P. 250.

60. Dibdin Th.F. Bibliotheca Spenceriana; or a descriptive catalogue of the books printed in the fifteenth century. L., 1814. Vol. 1. P. I-IV.

61. Кристеллер П. История европейской гравюры XV-XVIII века. М., 1939. С. 11.

62. Цит. по: Чэнь Яньсяо . Лу Синь и гравюра на дереве. М., 1956. С. 46-47.

63. Саrу М.В. Playing cards of past and present // Gutenberg-Jahrbuch. Mainz, 1938. S. 38.

64. Rosenfeld H. Zur Geschichte der Spielkarten. // Die schonsten deutschen Spielkarten. Leipzig, 1964. S.37.

65. Reisig О. Deutschespielkarten. Leipzig, 1935. S. 35.

66. Schulze K. Spielkarten aus fiinf Jahrhunderten // Sachsische Heimatblatter. 1967. N 3. S. 105.

67. Cary M.M. Playing cards of past and present. S. 39.

68. Schreiber W.L. Dart der Hoizschnitt als Vorstufe der Buchdruckerkunst behandelt werden? // Zentralblatt fur Bibliothekswesen. 1895. Bd. 12. S. 201.

69. Kunze H. Geschichte der Buchillustration in Deutschland. Das 15. Jahrhundert. Leipzig, 1975. S. 115.

70. Kocowski B. Drzeworytowe ksiazki sreniewiecza. Wroclaw, 1974. S.16.

71. Fischer С. Beschreibung typographischer Seltenheiten und merkwurdigen Handschriften, nebst Beitragen zur Efrindungsgeschichte der Buchdruckerkunst. Nurnberg, 1801. Lfg. 3. S. 86.

72. Heinecken K.H. Idee generale d"une collection complete d"estampes, avec une dissertation sur Vorigine de la gravure, et sur les premiers livres damages. Leipzig; Vienne, 1771. P. 257.

73. Бахтиаров A.A. Иоганн Гутенберг. Его жизнь и деятельность в связи с историей книгопечатания. СПб., 1892. С. 22; То же // Гугенберг. Уатт. Стефенсон и Фултон. Дагерр и Ньепс. Эдисон и Морзе. Библиографические повествования. Челябинск, 1996. С. 29.

74. Linde A. Op. cit. Bd. 1. S. 5-9.

75. Zapf C.W. Aelteste Buchdruckgeschichte von Mainz von derselben Erfindung bis auf das Jahr 1499. Ulm, 1790. S. 21.

76. Цит. по: Linde A. Op. cit. Bd. 1. S.6.

77. Mapинpoвич Б. Библиографиа о нашем кириличком штампарству, штампарама и книгама XV, XVI и XVII столета. Цетинье, 1991. Кн.. 4. С. 225-235.

78. Цит. по: Schaab С.А. Die Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst. Mainz, 1830. Bd. 1. S.IV.

79. Manni D. Delia prima promulgazione de libri in Firenze. Firenze, 1761.

80. Сборник, изданный к 400-летию книгопечатания во Флоренции: Quarto centenario Cenniniano. Firenze. 1871.

105. Теплов Л.П. Иван Смер - изобретатель книгопечатания / / Сталинский печатник. 1949. 29 марта. № 4. С. 3-4; Сидоров A.A. К вопросу об Иване Смере и изобретении книгопечатания // Там же. 1949. 30 апр. № 7. С. 4.

106. Klaproth J.H. Lettre a M. le Baron Alexandre de Humboldt sur l"invention de la boussole. P., 1832. P. 131-132; Browne E.G. Persian literature under the Tartar dominion. Cambridge, 1920, P. 176-178.

107. Спафарий Н.Г. Описание первыя части вселенныя, именуемой Азии, в ней же состоит Китайское государство с прочими его города и провинции. Казань, 1910. С. 25.

108. Jixing Pan. A comparative research of early movable metal-type printing technique in China, Korea and Europe // Gutenberg-Jahrbuch. Mainz, 1998. S. 40.

109. International Symposium on the printing history in East and West // Gutenberg-Jahrbuch. Mainz, 1998. S.24.

110. Kapr A . Schrift- und Buchkunst. Leipzig, 1982. S. 99.

111. Hamanova P. Z dejin knizni vazby od nejstarsich dob do konce XIX. stol. Praha, 1959. S. 15.

112. Schunke I. Einfuhrung in die Einbandbestimmung. Dresden, 1977. S. 11-12.

113. Симони П. Собрание изображений окладов на русских богослужебных книгах XII-XIV вв. СПб., 1910.

114. Ухова Т., Писарская А. Лицевая рукопись Успенского собора. Евангелие начала XV века из Успенского собора Московского Кремля. Л., 1969.

115. Kyriss Е. Der verzierte europaische Einband vor der Renaissance. Stuttgart, 1957.

116. Hamanova P. Op. cit. S. 19-25.

117. Kyriss E. Verzierte gotische Einbande im alten deutschen Sprachgebiet. Stuttgart, 1954.

118. Kup K. A fifteenth-century girdle-book // Bulletin of the New York Public Library. 1939. Vol. 43. N 6. P. 471-484.

119. Sacks H. Eigentliche Beschreibung aller Stande auff Erden. Frankfurt am Main, 1568. Ibid. Faksimilrreproduction. Leipzig, 1966.

120. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Собр. МГАМИД. № 470. Л. 406-420 об. Публикация текста: Симони П. Опыт сборника сведений по истории и технике книгопереплетного художества на Руси. СПб., 1903. С. 5-17.

121. Цит. по: Строев П.М. Описание старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке Ивана Никитича Царского. М., 1836. С. 434.

122. РГАДА. Ф. 1182. 0п.1. Кн. 3. Л. 94.

123. РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. Кн. 3. Л. 95.

124. Симони П. Опыт сборника сведений по истории и технике книгопереплетного художества на Руси. С. 10.

125. РГАДА. Ф. 1182. 0п.1. Кн. 8. Л. 137.

126. Варбанец, Н.В. Иоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. Опыт нового прочтения материала. М., 1980; Немировский Е.Л. Иоганн Гутенберг. Около 1399-1468. М., 1989; Ruppel А. Johannes Gutenberg. Sein Leben und sein. Werk.3. Auflage. Nieuwkoop, 1967; Kapr A. Johannes Gutenberg. Personlichkeit und Leistung. Leipzig, 1986. Библиографию вопроса см.: McMurtrie D.C. The invention of printing. A bibliography. Chicago, 1942.

127. Zulch W.X., Mori C. Frankfurter Urkundenbuch zur Fruhgeschichte des Buchdruck. Frankfurt am Main, 1920. S. 16.

128. Carter H. A view of early typography. Oxford, 1969. P. 21. Fig. 9.

129. Цит. по: Kohler J.D. Hochverdiente und aus bewahrten Urkunden wohibeglaubte Ehrenrettung Johannes Gutenbergs. Leipzig, 1741. S. 43. Ср. Schaab С. Op. cit. Bd. 1. S. 155.

130. Serarius N. Moguntiarurn rerum. Libr. V. Moguntiae, 1604. P. 159.

143. Немировский Е.Л. Иван Федоров. Около 1510-1583. М., 1985. С. 224.

144. Reed T.B. A History of the old english letter foundries. L., 1952. P. 18-20.

145. Biringuccio V. De la pirotechnia. Libri X. Venedig, 1540. Текст об отливке литер на л. 13806. Второе издание книги увидело свет в 1550 г. также новый немецкий перевод: Biringuccios Pirotechnia. Ein Lehrbuch der chemisch-metallurgischen Technologie aus dem 16. Jahrhundert. Braunschweig, 1925. S. 144.

146. Schmidt-Kunsemuller F.A. Gutenbergs Schritt in die Technik // Die gegenwartige Stand der Gutenberg-Forschung. Stuttgart, 1972. S. 131.

147. Moxon J. Mechanick expercises; or the Doctrine of Handyworks, applied to the art of printing. L., 1683. Vol. 2.

148. Cessner Ch.F. Die so nottig als nutziiche Buchdruckerkunst und Schriftgiessery, mit ihren Schriften, Formaten und alien dazu gehorigen Instrumenten abgebildet, auch klarlich beschrieben, und nebst einer kurzgefassten Erzahiung von Vursprung und Fortgang der Buchdruckerkunst, iiberhaupt, isonderheit von den vornehmsten Buchdruckern in Leipzig und andern Orten Teutschlandes im 300 Jahre nach Erfindung derselben ans Lich gestellt. Leipzig, 1740-1745.

149. La danse macabre. Lyon: 18.11.1499/1500. Репродукцию: Kunze H. Das grosse Buch vom Buch. B., 1983. S. 73.