Меню

Правило 10 процентов биология пример. Контрольная работа по биологии в формате Всероссийской проверочной работы за первое полугодие (11 класс). Пирамида численности. Для построения пирамиды численности подсчитывают число организмов на некоторой территории

Интерьер и дизайн

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:

1) род Лягушка

2) тип Хордовые

3) надцарство Прокариоты

4) класс Земноводные

5) семейство Кошачьи

6) отряд Чешуйчатые

Запишите номера выбранных таксонов.

Показать ответ

124 (цифры могут быть приведены в любом порядке)

Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т. д.

Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трех близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

Показать ответ

Элементы ответа:

Ответ на первый вопрос - 321

Ответ на второй вопрос - Выступающие части тела, в данном случае - уши, уменьшаются с целью сокра­щения теплоотдачи и предотвращения потери тепла.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

Перечень организмов: бабочка, волк, трава, перепелка, жук-могильщик.

Пищевая цепь

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 ООО кДж.

Показать ответ

3.1. Трава - бабочка - перепелка - волк - жук-могильщик

Изучите рисунок. Какой эволюционный процесс на нем изображен?

Показать ответ

Внутривидовая борьба за существование или естествен­ный отбор

Изучите график активности животных на определенной территории (по оси х отложено время, в которое животные совершают полеты (в ч), по оси у - количество полетов).

В какое время наблюдается наибольшее количество полетов?

Показать ответ

самостоятельно и легко пробуждаются рано утром, активны в первой половине дня, после полудня наступает спад; рано ложатся спать

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозна­ченного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Уровень организации Наука, изучающая данный уровень Пример
________ (А) ________ (Б) Митоз
Организменный ________ (В) ________ (Г)
Биосферный ________ (Д) ________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) круговорот веществ и превращение энергии

2) цитология

3) анатомия

4) гомеостаз

5) экология

6) клеточный

Показать ответ

Роль витаминов в обеспечении нормальной жизнедеятельности в организме человека очень значительна. Витамины являются биокатализаторами химических реакций, происходящих при построении и постоянном обновлении живых структур организма и при регулировании обмена веществ.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте, в каком продукте количество витамина (в %) уменьшилось больше всего.

2. Дайте определение понятию «авитаминоз».

Показать ответ

7.1. шпинат

7.2. состояние, которое возникает при нехватке витаминов в организме человека

При прохождении плановой диспансеризации у Евгения (32 года) был установлен уровень глюкозы 7,8 ммоль/л при норме 3,5-5,5 ммоль/л. Какой анализ сдавал Евгений и какой диагноз поставит врач на основе полученного результата? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:

1) анализ крови

2) анализ мочи

3) нарушение липидного обмена

4) нарушение углеводного обмена

5) воспалительный процесс

Показать ответ

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствую­щую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) сонная болезнь

5) дальтонизм

Показать ответ

В генетике человека используется генеалогический метод, основанный на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака. При составлении родословной используют специальные символы. Изучите фрагмент родословного древа семьи, у некоторых членов которой проявляется признак, выделенный на рисунке черным цветом.

Используя предложенную схему, определите:

1) признак доминантный или рецессивный

2) признак сцеплен или не сцеплен с Х-хромосомой

Показать ответ

10.1. Рецессивный

10.2. сцеплен с Х-хромосомой

У родителей с нормальным слухом (доминантный признак (А), не сцеплен с полом) родился глухой ребёнок. Определите гено­типы членов семьи по признаку «нормальный слух/врождённая глухота». Ответы занесите в таблицу.

Мать Отец Ребёнок

Показать ответ

мать - Аа, отец - Аа, ребёнок - аа

Был сделан анализ крови ребенка и его матери. У ребенка она оказалась I(0), а у матери - II(А). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Может ли отцом ребенка быть мужчина с III(В) группой крови?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребенок быть донором крови для своей матери..

Правила переливания крови:

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВО», объясните свое решение.

* Примечание.

Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.

12.7. Поток энергии в экосистемах

Поддержание жизнедеятельности организмов и круговорот вещества в экосистемах, т. е. существование экосистем, зависит от постоянного притока энергии, необходимой всем организмам для их жизнедеятельности и самовоспроизведения (рис. 12.19).

Рис. 12.19. Поток энергии в экосистеме (по Ф. Рамаду, 1981)

В отличие от веществ, непрерывно циркулирующих по разным блокам экосистемы, которые всегда могут повторно использоваться, входить в круговорот, энергия может быть использована только раз, т. е. имеет место линейный поток энергии через экосистему.

Одностороний приток энергии как универсальное явление природы происходит в результате действия законов термодинамики. Первый закон гласит, что энергия может превращаться из одной формы (например, света) в другую (например, потенциальную энергию пищи), но не может быть создана или уничтожена. Второй закон утверждает, что не может быть ни одного процесса, связанного с превращением энергии, без потерь некоторой ее части. Определенное количество энергии в таких превращениях рассеивается в недоступную тепловую энергию, а следовательно, теряется. Отсюда не может быть превращений, к примеру, пищевых веществ в вещество, из которого состоит тело организма, идущих со 100-процентной эффективностью.

Таким образом, живые организмы являются преобразователями энергии. И каждый раз, когда происходит превращение энергии, часть ее теряется в виде тепла. В конечном итоге вся энергия, поступающая в биотический круговорот экосистемы, рассеивается в виде тепла. Живые организмы фактически не используют тепло как источник энергии для совершения работы - они используют свет и химическую энергию.

Пищевые цепи и сети, трофические уровни. Внутри экосистемы содержащие энергию вещества создаются автотрофными организмами и служат пищей для гетеротрофов. Пищевые связи - это механизмы передачи энергии от одного организма к другому.

Типичный пример: животное поедает растения. Это животное, в свою очередь, может быть съедено другим животным. Таким путем может происходить перенос энергии через ряд организмов - каждый последующий питается предыдущим, поставляющим ему сырье и энергию (рис. 12.20).

Рис. 12.20. Биотический круговорот веществ: пищевая цепь

(по А. Г. Банникову и др., 1985)

Такая последовательность переноса энергии называется пищевой (трофической) цепью, или цепью питания. Место каждого звена в цепи питания является трофическим уровнем. Первый трофический уровень, как уже было отмечено ранее, занимают автотрофы, или так называемые первичные продуценты. Организмы второго трофического уровня называются первичными консументами, третьего - вторичными консументами и т. д.

Обычно различают три типа пищевых цепей. Пищевая цепь хищников начинается с растений и переходит от мелких организмов к организмам все более крупных размеров. На суше пищевые цепи состоят из трех-четырех звеньев.

Одна из простейших пищевых цепей имеет вид (см. рис. 12.5):

растение -> заяц -> волк

продуцент -> травоядное -> плотоядное

Широко распространены и такие пищевые цепи:

растительный материал (например, нектар) -> муха -> паук ->

сок розового куста -> тля -> божья (тлевая) коровка ->

-> паук -> насекомоядная птица -> хищная птица.

В водных и, в частности, морских экосистемах пищевые цепи хищников, как правило, длиннее, чем в наземных. Широко распространен тип пищевых отношений, представленный на рис. 12.21 и табл. 12.5.

Рис. 12.21. Пищевые цепи в наземной и водной экосистемах:

I - продуценты; II - травоядные; III, IV, V - плотоядные; 0 - деструкторы (из Ф. Рамада,1981)

Структура пищевой цепи в морской экосистеме

(по Ф. Рамаду, 1981)

Приведенные типы пищевых цепей начинаются с фотосинтезирующих организмов и носят название пастбищных (или цепи выедания, или цепи потребления).

Третий тип пищевых цепей, начинающихся с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, относят к детритным (сапрофитным) пищевым цепям или к детритным цепям разложения. В детритных пищевых цепях наземных экосистем важную роль играют лиственные леса, большая часть листвы которых не употребляется в пищу травоядными животными и входит в состав подстилки из опавших листьев. Листья измельчаются многочисленными детритофагами - грибами, бактериями, насекомыми (например, коллембола) и т. д., дальше заглатываются земляными (дождевыми) червями, которые осуществляют равномерное распределение гумуса в поверхностном слое земли, образуя так называемый мулль (рис. 12.22).

Рис. 12.22. Детритная пищевая цепь в наземной экосистеме

(по Б. Небелу, 1993)

На этом уровне у грибов закладывается мицелий. Разлагающие микроорганизмы, завершающие цепь, производят окончательную минерализацию мертвых органических остатков. В целом типичные детритные пищевые цепи наших лесов можно представить следующим образом:

В рассмотренных схемах пищевых цепей каждый организм представлен как питающийся другими организмами какого-то одного типа. Реальные же пищевые связи в экосистеме намного сложнее, так как животное может питаться организмами разных типов из одной и той же пищевой цепи или из разных пищевых цепей, например, хищники верхних трофических уровней. Нередко животные питаются как растениями, так и другими животными. Их называют всеядными. Таким образом, все три типа пищевых цепей всегда сосуществуют в экосистеме так, что ее представители объединены многочисленными пересекающимися пищевыми связями, а все вместе они образуют пищевую (трофическую) сеть (рис. 12.23).

Пищевые сети в экосистемах весьма сложные, и можно сделать вывод, что энергия, поступающая в них, долго мигрирует от одного организма к другому.

Рис. 12.23. Пищевая сеть и направление потока вещества

(по Е. А. Криксунову и др., 1995)

Экологические пирамиды. Внутри каждой экосистемы трофические сети имеют хорошо выраженную структуру, которая характеризуется природой и количеством организмов, представленных на каждом уровне различных пищевых цепей. Для изучения взаимоотношений между организмами в экосистеме и для их графического изображения обычно используют не схемы пищевых сетей, а экологические пирамиды. Экологические пирамиды выражают трофическую структуру экосистемы в геометрической форме. Они строятся в виде прямоугольников одинаковой ширины, но длина прямоугольников должна быть пропорциональна значению измеряемого объекта. Отсюда можно получить пирамиды численности, биомассы и энергии.

Экологические пирамиды отражают фундаментальные характеристики любого биоценоза, когда они показывают его трофическую структуру:

Их высота пропорциональна длине рассматриваемой пищевой цепи, т. е. числу содержащихся в ней трофических уровней;

Их форма более или менее отражает эффективность превращений энергии при переходе с одного уровня на другой.

Пирамиды численности. Они представляют собой наиболее простое приближение к изучению трофической структуры экосистемы. При этом сначала подсчитывают число организмов на данной территории, сгруппировав их по трофическим уровням и представив в виде прямоугольника, длина (или площадь) которого пропорциональна числу организмов, обитающих на данной площади (или в данном объеме, если это водная экосистема). Установлено основное правило, которое гласит, что в любой среде растений больше, чем животных, травоядных больше, чем плотоядных, насекомых больше, чем птиц, и т. д. (рис. 12.24).

Рис. 12.24. Упрощенная схема пирамиды численности

(по Г. А. Новикову, 1979)

Пирамиды численности отражают плотность организмов на каждом трофическом уровне. В построении различных пирамид численности отмечается большое разнообразие. Нередко они перевернуты (рис. 12.25).

Например, в лесу насчитывается значительно меньше деревьев (первичные продуценты), чем насекомых (растительноядные).

Рис. 12.25. Пирамиды численности:

1 - прямая; 2 - перевернутая (по Е. А. Криксунову и др., 1995)

Пирамида биомассы. Отражает более полно пищевые взаимоотношения в экосистеме, так как в ней учитывается суммарная масса организмов (биомасса) каждого трофического уровня. Прямоугольники в пирамидах биомассы отображают массу организмов каждого трофического уровня, отнесенную к единице площади или объема. Форма пирамиды биомассы нередко сходна с формой пирамиды численности. Характерно уменьшение биомассы на каждом следующем трофическом уровне (рис. 12.26 и 12.27).

Рис. 12.27. Типы пирамид биомассы в различных подразделениях

биосферы (по Н. Ф. Реймерсу, 1990)

Пирамиды биомассы, так же как и численности, могут быть не только прямыми, но и перевернутыми. Перевернутые пирамиды биомассы свойственны водным экосистемам, в которых первичные продуценты, например фитопланктонные водоросли, очень быстро делятся, а их потребители - зоопланктонные ракообразные - гораздо крупнее, но имеют длительный цикл воспроизводства. В частности, это относится к пресноводной среде, где первичная продуктивность обеспечивается микроскопическими организмами, скорость обмена веществ которых повышена, т. е. биомасса мала, производительность велика.

Пирамида энергии. Наиболее фундаментальным способом отображения связей между организмами наразных трофических уровнях служат пирамиды энергии. Они представляют эффективность преобразования энергии и продуктивность пищевых цепей, строятся подсчетом количества энергии (ккал), аккумулированной единицей поверхности за единицу времени и используемой организмами на каждом трофическом уровне. Так, можно относительно легко определить количество энергии, накопленной в биомассе, и сложнее оценить общее количество энергии, поглощенной на каждом трофическом уровне. Построив график (рис. 12.28), можно констатировать, что деструкторы, значимость которых представляется небольшой в пирамиде биомассы, а в пирамиде численности наоборот; получают значительную часть энергии, проходящей через экосистему. При этом только часть всей этой энергии остается в организмах на каждом трофическом уровне экосистемы и сохраняется в биомассе, остальная часть используется для удовлетворения метаболических потребностей живых существ: поддержание существования, рост, воспроизводство. Животные также расходуют значительное количество энергии и для мышечной работы.

Рис. 12.28. Экологические пирамиды (по Е. Одуму, 1959):

а - пирамида численности; б - пирамида биомассы;

в - пирамида энергии.

Заштрихованные прямоугольники обозначают чистую продукцию

Рассмотрим более подробно, что происходит с энергией при ее передаче через пищевую цепь (рис. 12.29).

Рис. 12.29. Поток энергии через три уровня трофической

цепи (по П. Дювиньо и М. Тангу, 1968)

Ранее уже было отмечено, что солнечная энергия, полученная растением, лишь частично используется в процессе фотосинтеза. Фиксированная в углеводах энергия представляет собой валовую продукцию экосистемы (П в). Углеводы идут на построение протоплазмы и рост растений. Часть их энергии затрачивается на дыхание (Д 1). Чистая продукция (П ч) определяется по формуле:

Следовательно, поток энергии, проходящий через уровень продуцентов, или валовую продукцию, можно представить:

Определенное количество созданных продуцентами веществ служит кормом (К) фитофагов. Остальное как итог отмирает и перерабатывается редуцентами (Н). Ассимилированный фитофагами корм (А) лишь частично используется для образования их биомассы (Пд). Главным образом он растрачивается на обеспечение энергией процессов дыхания (Д) и в определенной степени выводится из организма в виде выделений и экскрементов (Э). Поток энергии, проходящий через второй трофический уровень, выражается следующим образом:

Консументы второго порядка (хищники) не истребляют всю биомассу своих жертв. При этом из того количества ее, которое они уничтожают, только часть используется на создание биомассы их собственного трофического уровня. Остальная же часть в основном затрачивается на энергию дыхания, выделяется с экскретами и экскрементами. Поток энергии, проходящий через уровень консументов второго порядка (плотоядные), выражается формулой:

Подобным образом можно проследить совокупность пищевой цепи и до последнего трофического уровня. Распределив по вертикали различные затраты энергии на трофических уровнях, получим полную картину пищевой пирамиды в экосистеме (рис. 12.30).

Рис. 12.30. Пирамида энергии (из Ф. Рамада, 1981):

Е — энергия, выделяемая с метаболитами; D — естественные смерти; W -фекалии; R — дыхание

Поток энергии, выражающийся количеством ассимилированного вещества по цепи питания, на каждом трофическом уровне уменьшается или:

Р. Линдеман в 1942 г. впервые сформулировал закон пирамиды энергий, который в учебниках нередко называют «законом 10%». Согласно этому закону с одного трофичес-когоуровня экологической пирамиды переходит на другой ее уровень в среднем не более 10% энергии.

Последующим гетеротрофам передается только 10-20% исходной энергии. Используя закон пирамиды энергий, нетрудно подсчитать, что количество энергии, доходящее до третичных плотоядных (V трофический уровень), составляет около 0,0001 энергии, поглощенной продуцентами. Отсюда следует, что передача энергии с одного уровня на другой происходит с очень малым КПД. Это объясняет ограниченное количество звеньев в пищевой цепи независимо от того или иного биоценоза.

Е. Одум (1959) в предельно упрощенной пищевой цепи — люцерна -> теленок -> ребенок оценил превращение энергии, проиллюстрировал величину ее потерь. Допустим, рассуждал он, имеется посев люцерны на площади 4 га. На этом поле кормятся телята (предполагается, что они едят только люцерну), а 12-летний мальчик питается исключительно телятиной. Результаты расчетов, представленные в виде трех пирамид: численности, биомассы и энергии (рис. 12.31 и 12.32), - свидетельствуют; что люцерна использует всего 0,24% всей падающей на поле солнечной энергии, теленком усваивается 8% этой продукции и только 0,7% биомассы теленка обеспечивает развитие ребенка в течение года*.

Рис. 12.31. Упрощенная экосистема: люцерна - телята - мальчик

(по Е. Одуму, 1959):

А - пирамида чисел; Б - пирамида биомассы; В - пирамида энергии

Е. Одум, таким образом, показал, что только одна миллионная доля приходящейся солнечной энергии превращается в биомассу плотоядного, в данном случае способствует увеличению массы ребенка, а остальное теряется, рассеивается в деградированной форме в окружающей среде. Приведенный пример наглядно иллюстрирует очень низкую экологическую эффективность экосистем и малый КПД при превращении в пищевых цепях. Можно констатировать следующее: если 1000 ккал (сут м 2) зафиксирована продуцентами, то 10 ккал (сут. м 2) переходит в биомассу травоядных и только 1 ккал (сут. м 2) - в биомассу плотоядных.

Поскольку определенное количество вещества может быть использовано каждым биоценозом неоднократно, а порция энергии один раз, то целесообразнее говорить, что в экосистеме происходит каскадный перенос энергии (см. рис. 12.19).

Консументы служат управляющим и стабилизирующим звеном в экосистеме (рис. 12.32). Консументы порождают спектр разнообразия в ценозе, препятствуя монополии доминантов. Правило управляющего значения консументов можно с полным основанием отнести к достаточно фундаментальным. Согласно кибернетическим воззрениям, управляющая система должна быть сложнее по структуре, чем управляемая, то становится ясной причина множественности видов консументов. Управляющее значение консументов имеет и энергетическую подоснову. Поток энергии, проходящий через тот или другой трофический уровень, не может абсолютно определяться наличием пищи в нижележащем трофическом уровне. Всегда остается, как известно, достаточный «запас», так как полное уничтожение корма привело бы к гибели потребителей. Эти общие закономерности наблюдаются в рамках популяционных процессов, сообществ, уровней экологической пирамиды, биоценозов в целом.

* Если бы мальчик в течение года питался только телятиной, то для этого потребовалось бы 4,5 теленка, а для их пропитания необходимо 2’Ю 7 растений люцерны.

Трофические уровни, типы, значение, схемы и определение пищевой цепи

Что такое пищевая цепь?

Каждый организм должен получать энергию для жизни. Например, растения потребляют энергию солнца, животные питаются растениями, а некоторые животные питаются другими животными.

Пищевая (трофическая) цепь - это последовательность того, кто кого ест в биологическом сообществе (экосистеме) для получения питательных веществ и энергии, поддерживающих жизнедеятельность.

Автотрофы (продуценты)

Автотрофы - живые организмы, которые производят свою пищу, то есть собственные органические соединения, из простых молекул, таких как углекислый газ. Существует два основных типа автотрофов:

  • Фотоавтотрофы (фотосинтезирующие организмы) такие, как растения, перерабатывают энергию солнечного света для получения органических соединений - сахаров - из углекислого газа в процессе фотосинтеза. Другими примерами фотоавтотрофов являются водоросли и цианобактерии.
    • Хемоавтотрофы получают органические вещества благодаря химическим реакциям, в которых задействованы неорганические соединения (водород, сероводород, аммиак и т.д.). Этот процесс называется хемосинтезом.

    Автотрофы являются основой каждой экосистемы на планете. Они составляют большинство пищевых цепей и сетей, а энергия, получаемая в процессе фотосинтеза или хемосинтеза, поддерживает все остальные организмы экологических систем. Когда речь идет об их роли в пищевых цепях, автотрофы можно назвать продуцентами или производителями.

    Гетеротрофы (консументы)

    Гетеротрофы , также известные как потребители, не могут использовать солнечную или химическую энергию, для производства собственной пищи из углекислого газа. Вместо этого, гетеротрофы получают энергию, потребляя другие организмы или их побочные продукты. Люди, животные, грибы и многие бактерии - гетеротрофы. Их роль в пищевых цепях заключается в потреблении других живых организмов. Существует множество видов гетеротрофов с разными экологическими ролями: от насекомых и растений до хищников и грибов.

    Деструкторы (редуценты)

    Следует упомянуть еще одну группу потребителей, хотя она не всегда фигурирует в схемах пищевых цепей. Эта группа состоит из редуцентов, организмов, которые перерабатываю мертвые органические вещества и отходы, превращаяя их в неорганические соединения.

    Редуценты иногда считаются отдельным трофическим уровнем. Как группа, они питаются отмершими организмами, поступающими на различных трофических уровнях. (Например, они способны перерабатывать разлагающееся растительное вещество, тело недоеденной хищниками белки или останки умершего орла.) В определенном смысле, трофический уровень редуцентов проходит параллельно стандартной иерархии первичных, вторичных и третичных потребителей. Грибы и бактерии являются ключевыми редуцентами во многих экосистемах.

    Редуценты, как часть пищевой цепи, играют важную роль в поддержании здоровой экосистемы, поскольку благодаря им, в почву возвращаются питательные вещества и влага, которые в дальнейшем используется продуцентами.

    Уровни пищевой (трофической) цепи

    Схема уровней пищевой (трофической) цепи

    Пищевая цепь представляет собой линейную последовательность организмов, которые передают питательные вещества и энергию начиная с продуцентов и к высшим хищникам.

    Трофический уровень организма - это положение, которое он занимает в пищевой цепи.

    Первый трофический уровень

    Пищевая цепь начинается с автотрофного организма или продуцента , производящего собственную пищу из первичного источника энергии, как правило, солнечной или энергии гидротермальных источников срединно-океанических хребтов. Например, фотосинтезирующие растения, хемосинтезирующие бактерии и археи.

    Второй трофический уровень

    Далее следуют организмы, которые питаются автотрофами. Эти организмы называются растительноядными животными или первичными потребителями и потребляют зеленые растения. Примеры включают насекомых, зайцев, овец, гусениц и даже коров.

    Третий трофический уровень

    Следующим звеном в пищевой цепи являются животные, которые едят травоядных животных - их называют вторичными потребителями или плотоядными (хищными) животными (например, змея, которая питается зайцами или грызунами).

    Четвертый трофический уровень

    В свою очередь, этих животных едят более крупные хищники - третичные потребители (к примеру, сова ест змей).

    Пятый трофический уровень

    Третичных потребителей едят четвертичные потребители (например, ястреб ест сов).

    Каждая пищевая цепь заканчивается высшим хищником или суперхищником - животным без естественных врагов (например, крокодил, белый медведь, акула и т.д.). Они являются «хозяевами» своих экосистем.

    Когда какой-либо организм умирает, его в конце концов съедают детритофаги (такие, как гиены, стервятники, черви, крабы и т.д.), а остальная часть разлагается с помощью редуцентов (в основном, бактерий и грибов), и обмен энергией продолжается.

    Стрелки в пищевой цепи показывают поток энергии, от солнца или гидротермальных источников до высших хищников. По мере того, как энергия перетекает из организма в организм, она теряется на каждом звене цепи. Совокупность многих пищевых цепей называется пищевой сетью .

    Положение некоторых организмов в пищевой цепи может варьироваться, поскольку их рацион отличается. Например, когда медведь ест ягоды, он выступает как растительноядное животное. Когда он съедает грызуна, питающегося растениями, то становиться первичным хищником. Когда медведь ест лосося, то выступает суперхищником (это связано с тем, что лосось является первичным хищником, поскольку он питается селедкой, а она ест зоопланктон, который питается фитопланктоном, вырабатывающим собственную энергию благодаря солнечному свету). Подумайте о том, как меняется место людей в пищевой цепи, даже часто в течение одного приема пищи.

    Типы пищевых цепей

    В природе, как правило, выделяют два типа пищевых цепей: пастбищную и детритную.

    Пастбищная пищевая цепь

    Схема пастбищной пищевой цепи

    Этот тип пищевой цепи начинается с живых зеленых растений, предназначенных для питания растительноядных животных, которыми питаются хищники. Экосистемы с таким типом цепи напрямую зависят от солнечной энергии.

    Таким образом, пастбищный тип пищевой цепи зависит от автотрофного захвата энергии и перемещения ее по звеньям цепи. Большинство экосистем в природе следуют этому типу пищевой цепи.

    Примеры пастбищной пищевой цепи:

  • Трава → Кузнечик → Птица → Ястреб;
  • Растения → Заяц → Лиса → Лев.
  • Детритная пищевая цепь

    Схема детритной пищевой цепи

    Этот тип пищевой цепи начинается с разлагающегося органического материала - детрита - который употребляют детритофаги. Затем, детритофагами питаются хищники. Таким образом, подобные пищевые цепи меньше зависят от прямой солнечной энергии, чем пастбищные. Главное для них - приток органических веществ, производимых в другой системе.

    К примеру, такой тип пищевой цепи встречается в разлагающейся подстилке умеренного леса.

    Энергия в пищевой цепи

    Энергия переносится между трофическими уровнями, когда один организм питается другим и получает от него питательные вещества. Однако это движение энергии неэффективное, и эта неэффективность ограничивает протяженность пищевых цепей.

    Когда энергия входит в трофический уровень, часть ее сохраняется как биомасса, как часть тела организмов. Эта энергия доступна для следующего трофического уровня. Как правило, только около 10% энергии, которая хранится в виде биомассы на одном трофическом уровне, сохраняется в виде биомассы на следующем уровне.

    Этот принцип частичного переноса энергии ограничивает длину пищевых цепей, которые, как правило, имеют 3-6 уровней.

    На каждом уровне, энергия теряется в виде тепла, а также в форме отходов и отмершей материи, которые используют редуценты.

    Почему так много энергии выходит из пищевой сети между одним трофическим уровнем и другим? Вот несколько основных причин неэффективной передачи энергии:

    • На каждом трофическом уровне значительная часть энергии рассеивается в виде тепла, поскольку организмы выполняют клеточное дыхание и передвигаются в повседневной жизни.
    • Некоторые органические молекулы, которыми питаются организмы, не могут перевариваться и выходят в виде фекалий.
    • Не все отдельные организмы в трофическом уровне будут съедены организмами со следующего уровня. Вместо этого, они умирают, не будучи съеденными.
    • Кал и несъеденные мертвые организмы становятся пищей для редуцентов, которые их метаболизируют и преобразовывают в свою энергию.
    • Итак, ни одна из энергий на самом деле не исчезает - все это в конечном итоге приводит к выделению тепла.

      Значение пищевой цепи

      1. Исследования пищевой цепи помогают понять кормовые отношения и взаимодействие между организмами в любой экосистеме.

      2. Благодаря им, есть возможность оценить механизм потока энергии и циркуляцию веществ в экосистеме, а также понять движение токсичных веществ в экосистеме.

      3. Изучение пищевой цепи позволяет понять проблемы биоусиления.

      В любой пищевой цепи, энергия теряется каждый раз, когда один организм потребляется другим. В связи с этим, должно быть намного больше растений, чем растительноядных животных. Автотрофов существует больше, чем гетеротрофов, и поэтому большинство из них являются растительноядными, нежели хищниками. Хотя между животными существует острая конкуренция, все они взаимосвязаны. Когда один вид вымирает, это может воздействовать на множество других видов и иметь непредсказуемые последствия.

      Правило 10 энергии пищевых цепей

      Точнее – закономерность в области биологии, установленная Раймондом Линдеманом , согласно которой только часть (примерно 10%) энергии, поступившей на определенный системный уровень, передаётся организмам, находящимся на более высоких уровнях.

      Например, растения могут усваивать при фотосинтезе до 1% солнечной энергии. В свою очередь, растительноядные животные потребляют около до 10% энергии растений (или: до 90% энергии, накопленной растениями, просто теряется…).

      Хищники, питаясь растительноядными животными, получают 10% энергии, содержащихся в биомассе всего ими съеденного.

      Обратный поток, связанный с потреблением веществ и продуцируемой верхним уровнем экологической пирамиды энергии более низкими её уровнями, например, от животных к растениям, намного слабее — не более 0,5% от общего её потока, и потому можно полагать, что круговорота энергии в биоценозе не происходит.

      ПРИМЕР . «…человек, грызущий морковку, относится к числу консументов первого порядка, но, отведав такое блюдо французской кухни, как лягушачьи лапки, он становится консументом третьего порядка. Большинство травоядных, хищных и всеядных животных черпает пищу из нескольких цепей, составляющих их пищевую сеть».

      Люсьен Матье, Сбережём землю, М., «Прогресс», 1985 г., с. 23.

      ПРИМЕР. «Хищник живет плотью поедаемых животных. Оно щиплет травку пятнадцать часов в день и переваривает круглосуточно — а он наедается за четверть часа на трое суток. Это более эффективный способ потребления энергии: быстро, много, уже преобразованной из растений. Вроде «сникерса»: съел — и порядок. Хищник как усовершенствованная биосистема, опосредованно, через «фильтр-обогатитель», работающая на энергии веществ земной коры и на солнечной энергии. Сам он травой питаться не может, сдохнет, а жить надо. Аналогично государственная система стремится получать энергию самым эффективным из доступных ей способов. Если отобрать у другого быстрее и проще, чем делать самому — отбираем. И это вовсе не всегда имеет форму грабежа. Идеологически и нравственно это может облекаться в самые разные одежды».

      Веллер М.И., Кассандра, СПб, «Пароль», 2003 г., с. 80-81.

    Правило одного процента. Согласно правилу одного процента изменение энергетики природной системы в пределах 1% выводит природную систему из равновесного (квазистационарного) состояния. Все крупномасштабные явления на поверхности Земли (мощные циклоны, извержения вулканов, процесс глобального фотосинтеза), как правило, имеют суммарную энергию, не превышающую I % от энергии солнечного излучения, падающего на поверхность нашей планеты. Искусственное внесение энергии в биосферу не должно превышать этого предела. Переход энергетики процесса за это значение (1%) обычно приводит к существенным аномалиям: резким климатическим отклонениям, переменам в характере растительности, крупным лесным и степным пожарам.

    Правило десяти процентов (закон пирамиды энергии). В соответствии с законом пирамиды энергии, с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой ее уровень в среднем не более 10% энергии.

    Трофический уровень – совокупность всех живых организмов, принадлежащих к одному звену пищевой цепи. Первый трофический уровень – это всегда продуценты, создатели органических веществ, необходимых для всех живых организмов. Растительноядные консументы (фитотрофы или фитофаги) относятся ко второму трофическому уровню; плотоядные (хищники), живущие за счет фитофагов, принадлежат к третьему трофическому уровню; потребляющие других плотоядных соответственно относятся к четвертому и т.д.

    Зеленые растения, потребляя солнечную энергию и неорганические вещества из внешней среды, путем фотосинтеза образуют органические вещества, т.е. производят биологическую продукцию, которую часто называют первичной продукцией или валовой продукцией продуцентов. Вторичной продукцией является биомасса, создаваемая консументами.

    В процессе своей жизнедеятельности растения расходуют часть первичной продукции на дыхание, на образование новых клеток и тканей, на рост. Если вычесть из первичной продукции ту продукцию, которую израсходовали продуценты на свои нужды, то оставшаяся часть представляет собой то, что называют «чистой продукцией». Чистая продукция в виде биомассы и перемещается непрерывно с одного трофического уровня на другой. Чистая первичная продукция, захваченная консументами в виде корма, также расходуется ими на процессы жизнедеятельности и на построение вторичной продукции т.е. биомассы фитофагов), а часть возвращается в абиатическую среду в виде экскрементов, выделений и трупов. В свою очередь, запасенные в фитофагах биомасса и энергия в количестве примерно 10% передаются следующему уровню потребителей, обеспечивая их существование, разнообразие и численность.

    Закон пирамиды энергии позволяет делать расчеты необходимой земельной площади для обеспечения населения продовольствием и другие эколого-экономические подсчеты.

    Среднемаксимальный переход энергии (или вещества в энергетическом выражении) с одного трофического уровня экологической пирамиды на другой составляет 10%, может колебаться от 7 до 17%. Эта величина не приводит к неблагоприятным для экосистемы последствиям и поэтому может быть принята за норму для природопользования в хозяйственной деятельности человека. Превышение же этой величины недопустимо, так как в этом случае могут произойти полные исчезновения популяций. Закон пирамиды энергий и правило десяти процентов служат общим ограничением в природопользовании для хозяйственной деятельности человека.

    Правило обязательности заполнения экологических ниш. Пустующая экологическая ниша всегда бывает естественно заполнена. Экологическая ниша как функциональное место вида в экосистеме позволяет форме, способной выработать приспособительные особенности, заполнить эту нишу, но иногда это требует значительного времени.

    Примечание. Вероятным примером правила обязательности заполнения экологических ииш служит возникновение новых заболеваний, например, СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита). Он был гипотетически предсказан более чем за 10 лет до выявления болезни как гриппоподобный вирус с высокой летальностью заболевших. Основанием для предсказания служило то, что победа над многими инфекционными болезнями человека высвободила экологические ниши, которые неминуемо должны были быть заполнены. Поскольку при экологическом дублировании, как правило, смена идет в направлении от более крупных по размерам и высокоорганизованных форм к менее крупным и организованным, было предположено, что одна из экологических ниш будет заполнена именно вирусом с высокой степенью изменчивости. Таким образом, гипотеза, видимо оправдалась.

    Правило неизбежных цепных реакций («жесткого» управления природой) . «Жесткое» техническое управление природными системами и процессами чревато цепными природными реакциями, значительная часть которых экологически, социально и экономически не приемлема в длительном интервале времени. Пример с Аральской катастрофой. Переброска вод северных рек привела бы к нежелательным экологическим эффектам (затопление громадной площади земель, гибель лесных, нефтяных, газовых месторождений и др.)

    Правило «мягкого» управления природой. «Мягкое» (опосредованное) управление природой вызывает желательные для человека цепные реакции.

    «Мягкое» управление более предпочтительно, чем «жесткое» техногенное решение, несмотря на большие первоначальные затраты. Это правило целесообразного преобразования природы. В отличие от «жесткого» управления (см. Правило цепных реакций при «жестком» управлении) «мягкое» управление, основанное на восстановлении бывшей естественной продуктивности экосистем или её повышении путем целенаправленной и основанной на использовании объективных законов природы серии мероприятий, позволяет направлять природные цепные реакции в благоприятную для хозяйства и жизни людей сторону. Примером может служить сопоставление двух форы ведения лесного хозяйства - сплошнолесосечных («жесткое» воздействие) и выборочных рубок («мягкое» воздействие). Считается экономически более рентабельной сплошная рубка, при которой в один прием забирается вся древесина. При выборочной рубке возникает много осложнений технического порядка, и поэтому себестоимость заготовки древесины оказывается дороже. При этом предполагается, что на сплошных лесосеках лес можно и нужно восстанавливать путем его массовой посадки (и это мероприятие обходится в целом недорого). Однако при сплошных рубках постепенно теряется сама лесная среда, что ведет к падению уровня рек, в других местах - к заболачиванию, зарастанию лесосеки нелесными видами растений, препятствующим росту леса, возникновению очагов размножения вредителей леса и др. неблагоприятным последствиям. Более низкие начальные затраты «жесткого» мероприятия дают цепь ущербов, требующих затем больших расходов на их ликвидацию. Наоборот, при выборочных рубках восстановление леса облегчается из-за сохранения лесной среды. Повышенные начальные затраты постепенно окупаются в результате предотвращения экологических ущербов.

    Переход от «мягкого» к «жесткому» управлению целесообразен лишь при одновременной замене экстенсивных форм хозяйства предельно интенсивными и, как правило, в пределах относительно коротких интервалов времени. В долгосрочной перспективе эффективно только «мягкое» управление природными процессами. См. также Принципы преобразования природы.

    Правило «экологично-экономичное». Нельзя противопоставлять экономику и экологию. Нельзя снижать темпы индустриализации - это будет означать своего рода экономический утопизм, точно также нельзя снижать усилия в области экологии - это будет экологический экстремизм. Решение вопроса находится где-то посередине.

    Правило интегрального ресурса. Конкурирующие в сфере использования конкретных природных систем отрасли хозяйства неминуемо наносят ущерб друг другу тем сильнее, чем значительнее они изменяют совместно эксплуатируемый экологический компонент или всю экосистему в целом. Например, в водном хозяйстве гидроэнергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, орошаемое земледелие и рыбная промышленность связаны таким образом, что в наименее выигрышном положении оказывается промысел рыбы. Чем полнее гидроэнергетическое использование вод, тем сложнее ведение других отраслей водного хозяйства: развитие водного транспорта осложняет другие способы использования воды, а орошение вызывает затруднения в сопряженных формах эксплуатации вод.

    Правило демографического насыщения . В глобальной или регионально изолированной совокупности количество народонаселения соответствует максимальной возможности поддержания его жизнедеятельности, включая все аспекты сложившихся потребностей человека.

    По сути, данное правило гласит, что человек, как и любой другой биологический вид, будет увеличивать свою численность до максимально возможных размеров, которые определяются емкостью среды, и не более. Однако человечество создает давление на среду не столько биологически, сколько техногенно. Фактически сейчас в мире наблюдается не демографическое насыщение, а с учетом всех потребностей человека, а техническое перенасыщение. Несоблюдение правила демографического насыщения дает резкий дисбаланс в системе взаимоотношений «человек-природа». Теоретически возможна ситуация, когда реализуются ограничивающие механизмы в произойдет демографическая катастрофа (резкое снижение численности популяции человека).

    ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Биология 11 класс

    Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

    При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню
    подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по биологии.
    Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

    Инструкция по выполнению работы

    Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
    Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
    При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
    При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
    Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
    Желаем успеха!

    1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

    Перечень таксонов:
    1) класс Двудольные
    2) империя Неклеточные
    3) надцарство Прокариоты
    4) царство Растения
    5) подцарство Многоклеточные
    6) отдел Цветковые
    Запишите номера выбранных таксонов.

    Все существующие на нашей планете растения объединяют в одно царство , которое называется Растения .

    Растения делятся на два подцарства — высшие и низшие.

    К низшим растениям относят водоросли.

    А высшие растения делятся на Споровые и Семенные. К споровым относят отделы Мхи, Хвощи, Плауны и Папоротники. А к семенным — отдел Голосеменные и отдел Покрытосеменные (Цветковые).

    Голосеменные растения не имеют травянистых форм, а так как мы видим, что данные нам растения точно не деревья и не кустарники, то они относятся к отделу Цветковые (такой же вывод можно было сделать и по наличию цветков и плодов).

    Капуста огородная — растение семейства Крестоцветные (Капустные), горох посевной принадлежит к семейству Бобовые, а картофель из семейства Паслёновые. Растения этих семейств принадлежат к классу Двудольные .

    Таким образом, правильными ответами являются пункты 1 , 4 , 6 .

    Давайте, исключим остальные варианты ответов.

    Эти растения не относят к империи Неклеточные, так как они имеют клеточное строение, то есть состоят из клеток. Их не относят к надцарству Прокариоты, так как прокариоты — организмы, не имеющие ядра в клетке, а у растений ядро есть. Они не относятся к подцарству Многоклеточные, так как в систематике растений есть подцарства Высшие и Низшие, а подцарства Многоклеточны0е вообще нет.

    2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д.
    Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

    1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
    фотографии.

    2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

    ________________________________________________________________________________

    Ответ на первый вопрос: 312
    Ответ на второй вопрос: чем больше поверхность тела теплокровного животного, тем интенсивнее идёт отдача тепла. Этому способствуют большие уши.

    Ответить на первый вопрос совсем не трудно. Стоит учесть, что требуется расставить животных, начиная с самого северного, а по правилу Аллена у северных животных выступающие части тела меньше. Значит, мы должны расставить животных, начиная с того, которое имеет самые маленькие уши.

    Уменьшение у животных выступающих частей тела приводит к уменьшению поверхности тела, а следовательно, к уменьшению теплоотдачи. Это помогает животным, обитающим в холодных условиях, экономить тепло. На этом должен основываться ответ на второй вопрос.

    1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи.
    В каждую ячейку запишите
    название одного из предложенных организмов.
    Перечень организмов:
    кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.

    Пищевая цепь

    2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.

    1. растения – кузнечики – лягушки – змеи – орёл

    4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

    Ответ: __________________________________________________________________________

    Искусственный отбор,
    ИЛИ мутационная изменчивость,
    ИЛИ наследственная изменчивость

    5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)).

    Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

    Ответ: __________________________________________________________________________

    Скорость химических реакций будет снижаться (падать)

    6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

    Пропущенные элементы:
    1) ДНК
    2) анатомия
    3) организменный
    4) хлоропласт
    5) молекулярно-генетический
    6) цитология

    7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

    1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.

    Ответ: _________________________________________________________________________.

    2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

    Ответ: __________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________

    2. поражение кровеносных сосудов,
    ИЛИ развитие атеросклероза,
    ИЛИ ишемическая болезнь сердца

    8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

    Список ответов:
    1) нарушение углеводного обмена
    2) кислородная недостаточность
    3) анализ крови
    4) снижение иммунитета
    5) анализ кала

    9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из
    болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
    записано несколько номеров.

    Список болезней человека:
    1) ветряная оспа
    2) синдром Дауна
    3) инфаркт миокарда
    4) дизентерия
    5) малярия

    2 145 3

    10. медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

    Фрагмент родословного древа семьи

    Используя предложенную схему, определите:
    1) данный признак доминантный или рецессивный;
    2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

    Ответ:
    1)______________________________________________________________________________;
    2)______________________________________________________________________________

    1. рецессивный признак

    2. признак не сцеплен с полом

    11. Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но «ямочки» у Светы отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.

    Мать Отец Дочь

    Мать – Аа; отец – аа; дочь – аа

    12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте
    данные таблицы и ответьте на вопросы.

    1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой
    крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

    2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором
    крови для своей матери.

    Ответ: __________________________________________________________________________

    3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.

    * Примечание.
    Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
    Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

    Ответ: __________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________

    Ответ на первый вопрос: да
    Ответ на второй вопрос: нет
    Ответ на третий вопрос: в результате одновременного нахождения в
    кровяном русле матери, при переливании, одноименных антигенов А
    ребёнка и антител α (матери) произойдёт склеивание эритроцитов, что
    может привести к смерти матери

    13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%.
    Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

    Ответ: ______________

    1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?

    Ответ:___________________________

    2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

    Ответ: _________________________________________

    1. митохондрия

    2. энергетического обмена,
    ИЛИ процесса дыхания,
    ИЛИ биологического окисления

    15. Генетический код - свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи
    последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
    Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

    Таблица генетического кода

    Ответ: __________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________

    1) каждой аминокислоте соответствует сочетание из трёх нуклеотидов
    (триплетов, кодонов);
    2) кодирование аминокислоты серин (Сер) может произойти с
    помощью одного из следующих кодонов (триплетов): ТЦТ, ТЦЦ,
    ТЦА, ТЦГ, АГТ, АГЦ

    16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад.

    Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который
    обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда)
    животных.

    Эра: ______________________________________________________________
    Период:___________________________________________________________
    Возможный предок:_________________________________________________

    Эра: мезозойская эра;
    Период: юрский период;
    Возможный предок: древние пресмыкающиеся, ИЛИ
    пресмыкающиеся, ИЛИ рептилии, ИЛИ динозавры

    © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • 5.Биогеохимические циклы, их типы и экологическая роль.
  • 6.Антропогенное влияние на круговороты основных биогенных элементов в биосфере.
  • 7.Основные этапы изменения взаимоотношений человека с природой в ходе его исторического развития.
  • 8.Проблема глобального изменения климата на планете: возможные причины, последствия, пути решения.
  • 9.Опустынивание земель как глобальная экологическая проблема.
  • 10.Проблема обеспечения пресной водой как глобальная экологическая проблема.
  • 11.Проблема деградации почв: причины и последствия в глобальном масштабе.
  • 12.Экологическая оценка глобальной демографической ситуации.
  • 13.Глобальная экологическая проблема загрязнения Мирового океана. В чем причины и экологическая опасность этого процесса?
  • 14.Проблема сокращения биологического разнообразия: причины, экологические последствия, возможные пути решения проблемы.
  • 15.Экологические факторы: понятие и классификация. Основные механизмы действия экологических факторов на живые организмы.
  • 16.Адаптация: понятие адаптации, ее экологическая роль.
  • 17.Основные закономерности действия экологических факторов на живые организмы.
  • 18.Типы биотических взаимоотношений в природе, их экологическая роль.
  • 19.Понятия – стенобионтность и эврибионтность.
  • 20.Понятие популяции, ее биологический и экологический смысл.
  • 21.Численность, плотность, прирост популяции. Регуляция численности.
  • 22.Рождаемость и смертность в популяции: теоретическая и экологическая. Факторы их определяющие.
  • 23.Половая структура популяции и факторы ее определяющие.
  • 24.Возрастная структура популяции, основные типы популяций в зависимости от соотношения возрастов.
  • 25.Пространственная структура популяции и факторы ее определяющие.
  • 26.Этологическая (поведенческая) структура популяции и факторы ее определяющие.
  • 27.Экологические стратегии популяций (r- и k- жизненные стратегии). Их экологический смысл.
  • 28.Выживаемость и кривые выживания организмов в популяции, экологический смысл кривых выживания.
  • 29. Кривые роста популяций, экологическая значимость каждой из стадий роста.
  • 30.Понятие экосистемы, ее основные компоненты, типы экосистем.
  • 31. Пирамиды численности, биомассы, энергии в экосистемах, их экологический смысл.
  • 32.Поток энергии в экосистеме. Правило 10 % энергии.
  • 33.Поток вещества в экосистеме. Принципиальная разница потока вещества и энергии.
  • 34.Пищевые цепи. Эффект накопления токсикантов в пищевых цепях.
  • 35.Продуктивность экологических систем. Наиболее продуктивные экосистемы Земного шара, их экологические проблемы.
  • 36.Экологическая сукцессия, виды сукцессии.
  • 37.Продуценты, консументы и редуценты, их место в цепи питания и экологическая роль в экосистемах.
  • 38.Место и роль человека в экологической системе.
  • 39.Естественные и искусственные экосистемы, их экологическая устойчивость.
  • 40.Понятие загрязнения окружающей среды, естественное и антропогенное загрязнение.
  • 41.Основные виды антропогенного воздействия на окружающую среду: химическое, энергетическое, биологическое загрязнение среды.
  • 42.Экологическая ситуация и здоровье человека. Адаптации человека к действию экстремальных факторов среды.
  • 43.Нормирование качества окружающей среды: цели нормирования, виды нормативов.
  • 44. Принципы, лежащие в основе выработки пдк.
  • 45.Мониторинг среды обитания: понятие, цели и виды мониторинга.
  • 46. Экологические проблемы Дальнего Востока.
  • 32.Поток энергии в экосистеме. Правило 10 % энергии.

    Питание - основной способ движения веществ и энергии.

    Организмы в экосистеме связаны общностью энергии и питательных веществ, которые необходимы для поддержания жизни. Главным источником энергии для подавляющего большинства живых организмов на Земле является Солнце. Фотосинтезирующие организмы (зеленые растения, цианобактерии, некоторые бактерии) непосредственно используют энергию солнечного света. При этом из углекислого газа и воды образуются сложные органические вещества, в которых часть солнечной энергии накапливается в форме химической энергии. Органические вещества служат источником энергии не только для самого растения, но и для других организмов экосистемы. Высвобождение заключенной в пище энергии происходит в процессе дыхания. Продукты дыхания - углекислый газ, вода и неорганические вещества - могут вновь использоваться зелеными растениями. В итоге вещества в данной экосистеме совершают бесконечный круговорот. При этом энергия, заключенная в пище, не совершает круговорот, а постепенно превращается в тепловую энергию и уходит из экосистемы. Поэтому необходимым условием существования экосистемы является постоянный приток энергии извне.

    В 1942 г. американский эколог Р. Линдеман сформулировал закон пирамиды энергий (закон 10 процентов), согласно которому с одного трофического уровня через пищевые цепи на другой трофический уровень переходит в среднем около 10% поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды энергии. Остальная часть энергии теряется в виде теплового излучения, на движение и т.д. Организмы в результате процессов обмена теряют в каждом звене пищевой цепи около 90% всей энергии, которая расходуется на поддержание их жизнедеятельности.

    Если заяц съел 10 кг растительной массы, то его собственная масса может увеличиться на 1 кг. Лисица или волк, поедая 1 кг зайчатины, увеличивают свою массу уже только на 100 г. У древесных растений эта доля много ниже из-за того, что древесина плохо усваивается организмами. Для трав и морских водорослей эта величина значительно больше, поскольку у них отсутствуют трудноусвояемые ткани. Однако общая закономерность процесса передачи энергии остается: через верхние трофические уровни ее проходит значительно меньше, чем через нижние.

    Рассмотрим превращение энергии в экосистеме на примере простой пастбищной трофической цепи, в которой имеется всего три трофических уровня.

    уровень - травянистые растения,

    уровень - травоядные млекопитающие, например, зайцы

    уровень - хищные млекопитающие, например, лисы

    Питательные вещества создаются в процессе фотосинтеза растениями, которые из неорганических веществ (вода, углекислый газ, минеральные соли и т.д.) с использованием энергии солнечного света образуют органические вещества и кислород, а также АТФ. Часть электромагнитной энергии солнечного излучения при этом переходит в энергию химических связей синтезируемых органических веществ.

    Все органическое вещество, создаваемое в процессе фотосинтеза называется валовой первичной продукцией (ВПП). Часть энергии валовой первичной продукции расходуется на дыхание, в результате чего образуется чистая первичная продукция (ЧПП), которая и является тем самым веществом, которое поступает на второй трофический уровень и используется зайцами.

    Пусть ВПП составляет 200 условных единиц энергии, а затраты растений на дыхание (R) - 50%, т.е. 100 условных единиц энергии. Тогда чистая первичная продукция будет равна: ЧПП = ВПП - R (100 = 200 - 100), т.е. на второй трофический уровень к зайцам поступит 100 условных единиц энергии.

    Однако, в силу разных причин зайцы способны потребить лишь некоторую долю ЧПП (в противном случае исчезли бы ресурсы для развития живой материи), существенная же ее часть, в виде отмерших органических остатков (подземные части растений, твердая древесина стеблей, ветвей и т.д.) не способна поедаться зайцами. Она поступает в детритные пищевые цепи и (или) подвергается разложению редуцентами (F). Другая часть идет на построение новых клеток (численность популяции, прирост зайцев - Р) и обеспечение энергетического обмена или дыхания (R).

    В этом случае, согласно балансовому подходу, балансовое равенство расхода энергии (С) будет выглядеть следующим образом: С = Р + R + F, т.е. поступившая на второй трофический уровень энергия будет израсходована, согласно закону Линдемана, на прирост популяции - Р - 10%, остальные 90% будут израсходованы на дыхание и удаление неусвоенной пищи.

    Таким образом, в экосистемах с повышением трофического уровня происходит быстрое уменьшение энергии, накапливаемой в телах живых организмов. Отсюда ясно почему каждый последующий уровень всегда будет меньше предыдущего и почему цепи питания обычно не могут иметь более 3-5 (редко 6) звеньев, а экологические пирамиды не могут состоять из большого количества этажей: к конечному звену пищевой цепи так же, как и к верхнему этажу экологической пирамиды, будет поступать так мало энергии, что ее не хватит в случае увеличения числа организмов.

    Такая последовательность и соподчиненность связанных в форме трофических уровней групп организмов представляет собой потоки вещества и энергии в биогеоценозе, основу его функциональной организации.