Меню

Роль мужчины и женщины. Роль мужчины и женщины в современной семье: социально-философский анализ проблемы

Любовь

ID: 2016-05-67-A-6719

Оригинальная статья (свободная структура)

Акимова Н.А., Донских Д.А., Карпович Е.А.

Г. Саратов

Резюме

В данной работе рассматривается значение мужской и женской роли в гендерных отношениях с точки зрения истории философской мысли, а также приводится оценка данной проблемы в современном российском обществе. На основе авторского исследования выделены основные факторы, влияющие на характер распределения власти в современной семье.

Ключевые слова

Семья, равноправие, гендер

Статья

Роль мужчины и женщины в современной семье:
социально-философский анализ проблемы

Акимова Н.А., Донских Д.А., Карпович Е.А.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Акимова Н.А.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Актуальность темы.

Проблема взаимоотношения мужчины и женщины интересовала мыслителей древности, и остается важнейшей темой в настоящее время. Богатый социально-научный материал, накопленный в результате постоянного осмысления гендерной проблематики, предоставляет возможность изучения женского и мужского начал в современной культуре, во многих явлениях и процессах общественной жизни. Развитие цивилизации неизбежно связано с взаимодействием мужского и женского, представленного различными материальными и духовными ценностями и способами их создания, разнообразными практиками и механизмами гендерного бытия.

Семья является тем структурным элементом общества, где гендерные аспекты социальной жизни, преломляясь в индивидуальном существовании и взаимодействии полов, проявляют себя в различных формах - способах мышления, деятельности, ментальности, в характере знаний, религии и т.п.

Проблема взаимодействия мужчин и женщин исследуется в рамках широкого поля социогуманитарного знания - философии, социологии, психологии, педагогики, этнографии. Это позволяет современной гендерологии, учитывая фундаментальные разработки, осуществлять комплексный анализ проблемы взаимодействия мужчин и женщин.

Целью данной работы является определение роли мужчины и женщины в современном обществе через призму основополагающего его элемента - семьи.

Основные задачи :

1. Определить значение мужского и женского начала в истории философской рефлексии;

2. Выделить условия, влияющие на характер распределения власти в современных семьях.

Уже в древности появляется социальное разделение людей по признаку пола, обусловленное биологическими различиями. Мужчины выступали в качестве добытчиков и защитников семьи, и могли принимать участие в социально-политической жизни. Функции женщины были связаны с деторождением, ведением домашнего хозяйства и приготовлением пищи.

Теоретическое осмысление проблема мужского и женского нашла свое отражение в трудах античных мыслителей. Так, Платон в диалогах «Государство» и «Пир», различая сферу мужского и женского, выделяет два типа чувственности, один из которых духовным и разумным, а другой - эгоистичным и «пошлым», - что соответствует его пониманию мужского и женского эросов. Высшим проявлением мужского является философия, а женский эрос обнаруживает себя в повседневной реальности, в быту. Философское знание является исключительно мужской прерогативой, поскольку, обладая разумом и властью над собой, мужчина может также владеть функцией государственного управления. Решения, принимаемые мужчиной на политической сфере, являются справедливыми и надличностными, в то время как женщина не способна управлять общественными делами, и все ее поступки обусловлены личностным эгоистичным интересом.

Именно Платону принадлежит идея о необходимости общности жен и упразднения института семьи в идеальном государстве; благодаря этому становится возможным преодоление стремления правителей действовать в интересах своей семьи и тем самым нивелировать сферу частных интересов.

В отличие от Платона Аристотель настаивает на том, что институт семья является условием полноценного развития общества. Однако, он настаивает на неравных правах мужчин и женщин, рассматривая последних в качестве зависимых от мужчин. Не исключая из государственного устройства женское начало, Аристотель полагает, что женщина должна выполнять определенные функции, но под строгим контролем мужчин. Основная роль женщины заключается в служении мужчине, семье и государству. В этом плане Аристотель считает, что личностное начало принадлежит, прежде всего, мужчине - свободному мужу полиса-государства; женщина же не обладает свободой воли и возможностью принятия решений. При этом неравенство в отношениях мужчин и женщин основано на естественном природном неравенстве их телесности. Таким образом, античными мыслителями подчеркивается безусловный приоритет мужской власти как в семье, так и в общественно-политической деятельности, что символизирует становление патриархальной традиции в западноевропейской философии в целом.

В средневековой философской традиции, основанной на принципах теоцентризма, увеличивается приоритет разума над телом и чувственностью, а потому усиливается власть мужчин, а значит и антагонизм мужского и женского. С точки зрения Августина Аврелия женское начало является источником греховного чувственного удовольствия; телесное удовольствие неподконтрольно разуму, а потому представляет собой наибольшую опасность, которая отдаляет человека от подлинного наслаждения, возможного только в результате сближения с божественным началом. Но поскольку семья и брак, по мнению Августина, установлены Богом, то и сексуальные отношения мужчины и женщины в семье должны быть подчинены основной задаче - продолжению рода. Однако, Августин полагает, что женщина наравне с мужчиной может обрести спасение, поскольку имеет возможность отказаться от своего телесного начала и подчинить чувственность разумному религиозному чувству.

В философии Просвещения в отличие от средневековья и античности чувственность рассматривается как важный фактор, который способен позитивно воздействовать на разум. Поэтому основной задачей индивида просветители считали умение управлять чувствами с помощью разума. Следовательно происходила и переоценка гендерных отношений: признается важная роль женщины в формировании мужской субъективности. В частности, данную мысль подчеркивает Ж.Ж.Руссо, полагая, что женщина способна позитивно влиять на мужчину, вызывая в нем такие человеческие чувства как любовь и сострадание. Это способствует формированию у мужчин эстетического вкуса и развивает их чувствительность.

Руссо принадлежи идея о естественном надзорном воспитании женщин, благодаря которому будет осуществляться контроль чувственности над разумом; это процесс подразумевает непрерывность и максимальное исключение контактов с внешним миром. При этом мужчина выступает в роли воспитателя: как отец или как муж. Таким образом, Ж.Ж.Руссо сохраняет тенденцию патриархальной линия философствования в своей теории образования и воспитания.

И.Кант, также являясь теоретиком Просвещения, настаивает на интеллектуальном различии мужчины и женщины. Считая основным качеством человеческой субъективности разум, Кант именно его полагает основным источником различий - а точнее способ его использования. Центральная задача Просвещения - научиться пользоваться собственным разумом, что не всегда характерно для женщин. Гендерный индивид у Канта выступает как социальный конструкт, созданный структурой всеобщего закона. Субъект-мужчина, обладающий «глубоким умом» и склонный философскому познанию, ориентирован на познание себя и своего места в мире; субъект-женщина с «прекрасным умом» строит свои знания о мире ситуативно. В целом, это означает подчиненное положение женского начала в культуре и более низкий статус женщин по отношению к мужскому.

В настоящее время изменениям подверглись различные социальные нормы, а также, безусловно, отношения полов. В современном обществе женщина имеет гораздо больше прав, а, следовательно, большие возможности для самореализации. В истории философии это знаменовалось появлением философии феминизма, где анализируются особенности функционирования женского начала в культуре (с позиции дискриминации женщин). Основоположницей этого направления принято считать Симону де Бовуар, изложившей свои идеи в работе «Второй пол». Женщина признается активно действующим субъектом как в области знания, так и в общественной жизни. Именно в философии феминизма обосновывается и утверждается принцип равноправия. В качестве обоснования своих убеждений теоретики этого направления ссылаются на новые социальные явления, требующие переосмысления мужской и женской субъективности (например, суррогатное материнство, однополые браки, «искусственное» воспроизводство, изменение своего пола).

В конце XX века появляется понятие «гендер», фиксирующее социальные особенности мужчин и женщин и определяющее их деятельность. Все вышесказанное актуализирует гендерную проблематику и задает вектор для переосмысления роли мужского и женского начала в обществе и семье.

Практическая часть

Материалы и методы исследования

С целью понимания характера распределения социальных ролей и верификации статуса женщины и мужчины в современном обществе, было проведено исследование методом социологического анкетирования. В нем приняли участие студенты СГМУ имени В.И.Разумовского 18-22 лет, в том числе 75% опрошенных - женщины, 25% - мужчины (рис. 1). Общее количество респондентов - 152.

Результаты

Значимыми индикаторами, на наш взгляд, показывающими характер властных отношений в семье, являются гендер и специфика вероисповедания молодых людей. Поэтому респондентам был задан вопрос о том, приверженцами какой религии они себя считают (рис. 2). Среди всех опрошенных 63% исповедуют христианство, 22% - исповедуют ислам, 13% респондентов считают себя атеистами, и 2% - буддисты.

По мнению опрошенных студентов в значительном количестве случаев главой семьи в современном обществе является мужчина (44%), при этом 40% от всех опрошенных полагают, что мужчины и женщины обладают равными правами. Только 16% от общего числа студентов, принявших участие в анкетировании, считают, что главой их семьи является женщина.

Для сравнения реального положения российских семей с идеальным представлением о ней молодых людей, был задан вопрос относительно должного, по мнению студентов, распределения власти в семье. Так, среди тех, кто выбрал вариант ответа о равноправии (рис. 4) мужчин и женщин в большей степени оказались женщины (81%); и 42% мужчин выбрали этот вариант ответа. При этом 65% мужчин и 31% женщин выступили против равноправия полов в принятии семейных решений.

Показательными являются результаты, демонстрирующие отношение к равноправию мужчин и женщин в семье, среди респондентов с различным вероисповеданием (рис. 5). Так, среди исповедующих христианство, 82% выступают за равноправие в семье; 44% респондентов, считающих себя атеистами, поддерживают равные права мужчин и женщин; и лишь 8% исповедующих ислам выбрали этот вариант ответа. В большинстве случаев мусульмане выступают против гендерного равноправия (92%); среди христиан, выступивших против равных прав, оказалось 18% респондентов; из числа атеистов - 56%.

По нашему мнению основными факторами, определяющими описанные убеждения студентов СГМУ им. В.И. Разумовского, являются вероисповедание, национально-этнический фактор, различные институты социализации (школа, университет).

Наибольшее влияние на отношение к роли мужчин и женщин оказали сложившиеся семейные традиции (80%); 20% от общего числа опрошенных считают, что таким условием является национально-этническая принадлежность и 18% - вероисповедание. Кроме того, 17% респондентов обозначили, что на их мировоззрение оказала влияние школа, а 16% - отметили университет как один из значимых факторов.

Обсуждение

Из приведенных данных видно, что мужчины в большей степени, чем женщины выступают за равноправие в семье. Возможно, это обусловлено сложившимися в обществе патриархальными установками и неприятием большого числа мужчин иного положения, изменившего бы общественные взгляды на проблему власти в семье. При этом существует достаточное количество женщин, выражающих солидарность в этом вопросе с мужчинами - мнение, вероятно, основанное на семейных традициях и их личном отношении к данному вопросу.

Согласно представленным результатам приверженцы христианства и ислама выражают различные взгляды на проблему гендерного равноправия. Известен факт, что в мусульманских семьях мужчине и женщине отводятся четкие роли; однако они одинаково ответственны за свои действия и поступки с религиозной точки зрения. Но и этот факт зависит от национальной принадлежности мусульман. Однако, среди факторов, повлиявших на отношение к роли мужчин и женщин в семье, значительное место отводится семье. На наш взгляд, это не противоречит предыдущему утверждению об определяющей роли веры, поскольку, как правило, семьи создаются с учетом религиозной и национально-этнической принадлежности мужчин и женщин.

Выводы

1. Таким образом, определяя значение мужской и женской роли в гендерных отношениях в историко-философском контексте, можно заключить, что в современном обществе женщина в определенных случаях все-таки имеет равные права с мужчинами (что подтверждает также представленное исследование) - в отличие от античности или средневековья, представленных в трудах древних мыслителей.

2. На основе проведенного исследования было показано, что распределение власти в современных семьях зависят от гендерной принадлежности, вероисповедания, семейных традиций, национальной принадлежности. Так, например, студенты, исповедующие ислам, в силу строгих канонов религии выступают за патриархат и исключают матриархальные отношения и равноправие. Женщины, как правило, выступают за равноправие, а большинство мужчин считают, что именно они должны быть главой семьи.

3. Описанные результаты коррелируют с реальным положением современного российского общества. Гендерная проблематика, несомненно обнаруживая свою актуальность, обсуждается в научных исследованиях, часто освещается в средствах массовой информации, кинематографе, литературе. То есть очевидным является социокультурный контекст в понимании гендерного вопроса. Социокультурные ценности, отражаясь в жизнедеятельности отдельных субъектов социальных отношений, проявляют себя во взаимоотношениях мужчин и женщин, определяя их взгляды на характер семейного уклада.

Литература

1. Августин Аврелий. Исповедь /Аврелий Августин; пер. с лат. М. Е. Сергеенко. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 400 с.

2. Аристотель. Политика / Аристотель; пер. с древнегреч. С.Жебелева //Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4. - M.: Мысль, 1983. - С. 376-644.

3. Гульбин Г.К. О теоретико-методологических вопросах гендерной философии и философии гендерологии // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17.. (дата обращения: 04.04.2016).

4. Де Бовуар С. Второй пол. - М. - СПб.: АО Издательская группа «Прогресс», 1997. - 832 с.

5. Дорофей Ю.О. Гендерные стереотипы в античности / Ю.О.Дорофей // Ученые записки Таврического национального университета им. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 22 (61).- 2009.- № 2. - С. 105-112.

7. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Кант.И. Сочинения в шести томах. Том 6. - М.: Мысль, 1966. - С.349-587.

8. Платон. Государство / Платон. - СПб: Азбука-Классика, 2015. - 352 с.

9. Пушкарева Н.Л. Как заставить заговорить пол…/ Н.Л. Пушкарева // Этнографическое обозрение. - 2000. - №2. - с. 27-42.

10. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: Том 1. / Ж.-Ж. Руссо; под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1981. — 656 с.

Рисунки

Распределение респондентов по полу(Рис.1) и вероисповеданию(Рис.2)

Рис.3. Распределение властных отношений в семье. Рис. 6. Факторы, определяющие характер убеждений.

Рис.4. Отношение мужчин и женщин к равноправию. Рис.5. Отношение молодежи с различным вероисповеданием к равноправию.

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)

Если семья полная и достаточно счастливая, как наиболее гармонично и естественно должны распределяться роли в семье?

Быт семьи - это женщина. Именно женщина создает комфорт в доме. Мужчина максимум что может сделать, может стены построить, мебель поставить. Если мужчина купил квартиру, обставил ее, то там жить невозможно, там нет энергии, там есть просто стены, пол и мебель. Когда приходит женщина, процесс обстановки квартиры осуществляется именно женщиной. Что начинает появляться в квартире?

Все осталось как было, но появляются детали интерьера, даже самые незначительные на первый взгляд безделушки, начинают гармонировать друг с другом. Женщина при обустройстве квартиры отдает предпочтение удобным деталям, необходимым для обитателей квартиры. Пространство внутри квартиры совсем другим стало. Это ум женщины. Она мыслит эмоциями. Женщина очень непосредственно, воспринимает внутриквартирное пространство.

Она его обставит таким образом, что эмоции внутри квартиры становятся очень благоприятными. Поэтому мужчине нужно доверять женщине в ее выборе. И она должна быть хозяйкой. Мужчина не должен вмешиваться в хозяйство. Это женщина этим управляет. Женщина - здесь лидер. По большому счету лучше даже, чтобы семейный бюджет вела тоже женщина. Мужчина зарабатывает деньги, но семейный бюджет ведет женщина.

Женщина намного более практична, чем мужчина. Психика мужчины глобальная. Он деньги не считает никогда. Это свойство темперамента. К тому же у мужчины в плане денег и в плане всего остального есть один существенный недостаток. Мужская психика полярна. В мужской психике эмоции никогда не могут соединиться с интеллектом. Они разъединены. Такие, два разных пространства: эмоциональное и интеллектуальное.

Поэтому психика мужчины работает или интеллект, это означает никаких чувств, или эмоций, но это означает так же, никакого интеллекта. Если мужчина попал под влияние чувств, он теряет голову сразу и моментально, готов уйти из семьи, он готов завести "седьмого ребенка" от "пятой женщины". Он потерял голову. Никакого интеллекта уже не осталось. Он забыл даже свою зарплату посчитать, хватит ли ему на все это.

Чувства понесли, интеллекта не осталось. Поэтому лучше, чтоб женщина занималась семейным бюджетом, потому что у женщины, что интересно, ее мышление построено так, что интеллект соединен с чувствами. Она чувствует, и мыслит одновременно. Например, когда женщина строит взаимоотношения с мужчиной, она все время думает, что из этого получится. Она все просчитывает, она практична, она понимает, что должна стать матерью, у нее должна быть опора под ногами.

Когда мужчина строит отношения с женщиной, если у него включились чувства, он вообще все забывает. Он уже ничего не считает. Просто его понесло. Поэтому такие вопросы, как управление деньгами стоит доверить женщине. Мужчина - лидер.

Мужские и женские роли в семье отличаются по функциям, однако по значимости они абсолютно равны.
На Востоке есть такая поговорка, что мужчина - это голова. Очень важно, чтоб женщины это не воспринимали обидно, потому что у этой поговорки есть продолжение. Мужчина - голова, а женщина - шея. Поэтому шея вращает голову.

Женщина незаметна на внешнем плане, мужчина на внешнем плане активно действует. Но любой успешный мужчина, который чего - то добивается в жизни, который из себя что - то представляет как личность, за ним всегда будет находиться женщина. Если мы только не берем случаи духовных лидеров, потому что духовность - это сфера независимости от духовных законов. Но мы сейчас говорим о материальном успехе.

Любой мужчина, целостный, гармоничный в материальной жизни, за ним всегда будет находиться женщина или как минимум настоящая мать, но женщина обязательно будет присутствовать в его жизни. Не может быть так, чтобы он остался без пары. По закону Вселенной обязательно должна быть взаимосвязь.

Транскрибированный фрагмент из интервью с Олегом Гадецким для ТВ-проекта "Женский журнал", г. Самара.

Какова роль мужчины в семье ? Всегда ли мужчина глава семьи? Давайте поговорим об этом!

Женившись, мужчина начинает выполнять новые для себя . Это роли мужа и отца . От того как он будет выполнять свои обязанности зависит семейное благополучие.

Самой тяжелой, на мой взгляд, для мужчины является роль отца . Отец всегда должен держать свое слово, которое он дал ребенку. Мужчина, выполняющий роль отца, должен быть в курсе всех событий и переживаний в жизни своего чада. В настоящее время очень мало отцов, которые хорошо справляются со своей ролью. Многие из них не понимают важности их присутствия в жизни ребенка. Ни одна хорошая мать не заменит отца своему ребенку.

Муж – еще одна роль мужчины в семье.

Что должен выполнять мужчина в роли мужа:

1) любить жену и быть ей верным;

3) быть мужественным;

4) обладать твердостью характера;

5) материально обеспечивать семью.

Мужчина в семье исполняет роль защитника и кормильца , как бы банально это не звучало. Он не прячется от трудностей, не перекладывает решение проблем на жену, а наоборот подставляет мужественное плечо. На такого мужчину всегда можно положиться. Женщина рядом с таким мужчиной чувствует себя защищенной.

В современном обществе роль мужчины в семье стала видоизменяться.

Теперь часто можно встретить семью, в которой зарабатывает женщина, а муж находится в декретном отпуске. И не то, чтобы это плохо, просто это не укладывается в

Кто должен быть главой семьи? Конечно, большинство из нас скажут, что мужчина. Именно, поэтому так много несчастных семей. На мужчину сразу надевают «корону лидерства». Хорошо, если мужчина привык быть лидером и легко справиться с этой ролью. Но, а если мужчине некомфортно в роли лидера, тогда что? Здесь два варианта событий. Либо жена переймет эту ветвь лидерства и будет ее наслаждаться, либо ни жене, ни мужу это лидерство не нужно и они будут перекладывать ответственность друг на друга. Вот тогда начинаются проблемы в отношениях.

Подробнее об этих проблемах и их решении поговорим в следующих статьях.

Подведем итоги, роль мужчины в семье заключается в его способности обеспечить себя и свою семью всем необходимым для существования. Также немаловажным является его понимание и осмысление основных своих ролей: мужа и отца.