Меню

Масленица определение кратко. О масленице детям коротко. Комоедица — одно из вероятных названий

Кухни народов мира

Масленицу, в языческие времена, отмечали в день весеннего равноденствия, одновременно с наступлением нового года, но после принятия христианства, дату празднования привязали к православной Пасхе, которая меняется из года в год.

Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста - народное гулянье длиться целую неделю и завершается Прощенным воскресеньем. В 2019 году масленичная неделя выпадает на 4-10 марта.

С древних времен Масленица славится вкусной и обильной пищей. Люди, перед самым строгим и длительным постом, стараются полакомиться самыми разнообразными блюдами, ни в чем себе не отказывая.

Символ Масленицы

Символом и главным блюдом праздника являются блины - золотистые, круглые, горячие, символизирующие солнце, которые на Масленицу получаются особенно вкусными.

Именно лепешку или круглый блин посвящали языческим богам — он был жертвенным хлебом. Соответственно провожали зиму и встречали весну этим символом солнца.

Всеми любимое лакомство на Руси появилось более тысячи лет назад - собственным рецептом приготовления блинов, которые ели с маслом, сметаной, рыбой, икрой, овощной начинкой, медом или вареньем, располагала каждая хозяйка.

Блины пекли из разных видов муки — из кукурузной, пшеничной, гречневой и овсяной муки — по старинному обычаю первый блин всегда клали на окно за упокой или отдавали нищему для поминания всех усопших.

По сей день блины, рецепты приготовления которых, за истекшие столетия, претерпели множество изменений, считаются русским традиционным блюдом и любимым угощением в каждом доме.

Традиции

Масленицу, в дохристианские времена, праздновали всем народом весело и разгульно в течении двух недель, на сегодняшний день народное гулянье сократилось до семи дней.

К празднованию Масленицы готовились заранее — люди начинали подготовку с субботы предшествующей недели и праздновали "малую Масленку". По традиции в воскресение перед Масленицей, люди обязательно посещали родственников и соседей, а также приглашали их в гости.

В канун Масленицы, также устраивались игры - юноши, небольшими группами, обходили деревни и собирали лапти, а затем на дороге поджидали возвращающихся с покупками с базара или города вопросом: "Масленицу ли везешь?". Отвечающим: "Не везу", доставались тумаки лаптями.

На Масленицу, в старину, готовили богатое угощение - вместе с блинами на стол подавали оладьи, пирожки с разнообразными начинками: творожной, грибной, овощной, капустной и так далее.

Масленица сопровождалась веселым народным гулянием — массовыми катаниями с горок, танцами и песнями. Ледяные горы устраивались специально, на которых собиралось множество народа. Катались на санках и на санях, на бересте и на любых подручных средствах.

В деревнях по традиции непременно катались на лошадях, запряженных в разукрашенные сани. В передней части саней устанавливалась оглобля с закрепленным наверху колесом, символизировавшим солнце. Организовывались целые санные поезда.

Во всех развлечениях и потехах принимали участие ряженые и скоморохи. Широко также были распространены кулачные бои. Но основным обрядом считалось сжигание чучела на Масленицу, символизирующий уход надоевшей зимы и встречу долгожданной весны.

После принятия христианства, Православная церковь не стала бороться с древней традицией, и просто приняла праздник, внеся в него некоторые коррективы.

Несмотря на то, что Масленица привязана к Светлому Воскресению Христову, в церковном календаре она не упоминается, но есть Сырная седмица (неделя), которую празднуют за неделю до Великого поста. Великий пост в 2019 году начинается 11 марта, соответственно Сырная неделя отмечается 4-10 марта.

В ходе Сырной недели, которая готовит православных к Великому Посту, верующим, которые собираются соблюдать пост, можно употреблять молочные продукты, но уже запрещаются мясные.

Обычаи и обряды

На Масленицу каждый день недели имеет свое собственное название. И хотя мало кто соблюдает сегодня все обряды и обычаи праздника — знать свои традиции должен каждый.

Масленичная неделя в старину была переполнена торжественными делами - каждый день был заполнен многочисленными забавами, обрядовыми и не обрядовыми действиями, религиозными и традиционными играми.

Согласно обычаям, устоявшимся временем в понедельник масленичной недели, который называется "встреча", принято раскатывать ледяные горки. По поверьям известно, что чем дальше катятся сани, тем лучше будет урожай.

Во вторник, именуемый "заигрыш", принято заводить веселые игры и угощать за созданное веселье блинами.

Среда — "лакомка" — в этот день все хозяюшки в больших объемах готовят различные вкусности, в первую очередь блины, украшая ими богатый стол.

В четверг, получивший название "разгуляй", по традиции люди помогают солнцу прогнать зиму, которая заключается в катании вокруг деревни по часовой стрелке - т. е. "по солнышку" на лошадях. Кроме того, мужчины в этот день занимаются обороной или взятием снежного городка.

Пятница называется "тещины вечера" — в этот день тещи угощают зятьев вкуснейшими блинчиками.

Суббота Масленицы известна как "золовкины посиделки". По обычаю, в этот день, наносят визиты всем своим родным, друзьям и соседям, которые должны угощать гостей блинами.

"Прощенное воскресение" — последний день Масленицы, в который по обычаю принято просить прощение у всех за обиды. После этого песнями и плясками провожают Масленицу.

В русских деревнях, помимо выпечки блинов на Масленицу, которые являлись символом солнца, также проводили различные действия, связанные с кругом. К примеру, колесо от телеги украшали и носили его на шесте вдоль улиц, на лошадях объезжали деревню несколько раз, и, естественно, водили хороводы.

Люди верили, что такими действиями упрашивают, "умасливают" так сказать солнце и делают его как-бы снисходительнее. Возможно отсюда и произошло название празднества - "Масленица".

В глубокой древности обряды на Масленицу были связаны в основном с началом нового цикла и стимуляцией плодородия. Главной героиней праздника была Масленица, воплощенная в чучеле.

Для крестьянина крайне важно было плодородие земли, поэтому чучело Масленицы воспринималась средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его "похорон" должны были сообщить земле это плодородие.

Приметы

Масленица, прежде всего — время поминовения усопших, и первые блины, испеченные в понедельник масленичной недели, посвящаются предкам. Поэтому замешивали тесто и пекли блины в молчании, перебирая в памяти лица родных, вспоминая их поступки и слова.

По древней примете — первый блин следует раскрошить на улице для птиц. Поклевав угощение, они улетят в небеса и попросят Господа за вас и ваших близких.

Чтобы упрочить семейные узы, нужно вечером, в первый день Масленицы, собрать всю семью за столом.

Согласно другой примете, чтобы узнать имя будущего суженного, девушка брала один из первых блинов, выходила на улицу, угощала первого встречного и спрашивала его имя.

Плохая погода в воскресенье перед Масленицей — к урожаю грибов.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Наверно каждый из нас с вожделением ожидает прекрасного народного праздника, именуемого Масленица. Каждая уважающая себя хозяйка норовит спечь как можно больше блинов, начинить сыром, медом, творогом, сметанкой, капустой, грибами и т.д. Здесь полет фантазии неограничен. Кроме того, женщины суетятся у плиты, чтобы наварить массу потрясающих яств и украсить стол тушеными овощами, рыбой, сладостями, расстегаями, кулебяками, печеной щукой, икрой, разносолами. Более того, с наступлением последних дней зимы у большинства поднимается настрой, возникает желание веселиться, выйти из «оков» холода и совершать прогулки, общаться с друзьями с глазу на глаз.

Современные люди с большим удовольствием продолжают соблюдать ритуалы и традиции Масленицы, совершают невероятные поступки – лазят по деревянному столбу, прыгают через костер, устраивают громкие гуляния. Почему это происходит, чему посвящены радостные дни и возня на кухне. Выясним обо всем по порядку, и вдобавок припасем парочку другую отличных рецептов блинов, сохранившихся от наших пращуров.

История Масленицы

Этому празднику посвящали свои творения великие художники и писатели, про него снимали фильмы лучшие режиссеры. Вспомним хотя бы потрясающую картину Кустодиева «Масленица». Как она прекрасна. Так и хочется оказаться в том мире, который отразил художник и получить удовольствие от истинной русской зимы, невероятных яств, изготовленных именно по русским традициям. Но прежде чем углубляться в свои фантазии, изучим историю многоликого и нашего, только русского праздника Масленицы.

Сразу нужно отметить, что к православной религии, описываемые нами торжества, не имеют никакого отношения. Этот праздник дарован нами нашими пращурами, поклонявшимся языческим богам. Пожалуй, это одно из немногих проявлений язычества, что сохранилось с переходом в православие. Чтобы не возникало каких-либо разногласий, наша Церковь включила праздник в свой список, но назвала период торжеств Сырной Неделей (Мясопустная Неделя). Этот отрезок времени проходит именно перед началом очередного Великого поста.

Когда возникла Масленица

Существует несколько версий возникновений особенных торжеств. Судя по одной из трактовок, в эту неделю уже нельзя было есть мясные блюда, но еще разрешалось употреблять молочные продукты. В народе торжества, которые длились на протяжении семи дней, называли по-разному: Касаточка, Целовальница, Объедуха, Веселая, Перебуха, Честная Масленица, Сахарные Уста, и т.д.

Во время празднований совершались невероятные традиции – катались на конях, которых старались украшать самой дорогой и красивой сбруей. По улицам неслись сани, а впереди та самая «Птица-тройка», которую тут же брались олицетворять на своих холстах великие художники. Молодежь кутила, пела песни, запускались карусели. На площадях устраивались потрясающие по богатству ассортимента ярмарки, на которых можно было приобрести товар по бросовой цене. На еще сохранивших снежный и ледяной покров горках люди спускались на больших, разукрашенных красивыми орнаментами санях. Устраивались «снежные» побоища, строили крепости и города из снега и льда.

Как проходила Масленица

В 17-19 веках в центре площади собиралась толпа не только взрослых, но и детей. Эти семь дней должны были быть самыми щедрыми в году. Детворе раздавали конфеты, пирожки, игрушки. А в центре площадей устанавливались сцены, на которых проходили представления. Главными героями были ряженые – Масленица и её спутник Воевода. Конечно же, сюжетом для комедии были дни Масленицы, её угощения. Она прощалась и обещала вернуться в следующем году. Также на сцене могли происходить и другие спектакли, в которых отражались произведения великих творцов, истории, основанные на реальных событиях.

Несмотря на прошедшие века, торжества в Масленичную неделю не прекращались. И остался главный посыл – желание прогнать Зиму. Чтобы быстрее наступили теплые дни, пели Величальные песни, обращались к богу Яриле и просили его проявить себя солнечным диском и его лучами. Символом праздничных торжеств было Соломенное большое чучело, на которое надевали женский сарафан. В последний день гуляний его или сжигали «хоронили», вложив в его руку большой блин.

Почему именно блин

Многих интересует вопрос – почему именно блин является символом Масленицы. Ведь их пекут на протяжении этой недели все хозяйки, причем в невероятных количествах. Мы уже упоминали о начинках, их ведь тоже огромное количество. Благо, русская земля богата на дары, а люди всегда отличались высоким трудолюбием и имели в своем подворье все необходимое для отличного питания. Но вернемся к блинам и истории их возвышения.

Традиция их выпекать появилась еще с древних времен, именно с эры язычества. Поклоняясь тем богам, люди обращались к главному из пантеона – Яриле. А он был ничем иным, как Солнцем, которое обогревает землю своими лучами и дарит этим жизнь всему живому. С его ярким приходом зима уступала трон весне и стартовала пашня, сеялся хлеб, люди снимали тяжелые тулупы и радовались теплому воздуху. А что так по форме похоже на наше теплое солнышко? И что можно вкусить, наслаждаясь его вкусом? Конечно блин. Тонкий хлебец, в котором кроме муки, яиц и молока ничего нет, готовился как в богатых домах, так и в бедных избах. Таким образом, хозяюшки старались воплотить образ Ярила своими руками и угощали своим творением детишек, друзей, родственников. Помимо пшеничной, для изготовления применялись гречневая, кукурузная, овсяная крупы.

Представители бедного сословия, не имея запасы мяса и молока, и производных продуктов, вкладывали в качестве начинки , манную, тыквенную, гороховую кашу и т.д.


Обычаи на Масленицу

Издавна существовали обычаи, которые в обязательном порядке совершали в каждом доме. Например, первый изготовленный хлебец нужно было отдать бедному человеку, чтобы тот помянул усопшего из этого дома. Если рядом не оказывалось нищего, просящего подаяние – выбрасывали изделие через окно. И пока длилась масленичная неделя – мягкие хлебцы кушали в течение всего дня и недели, меняя начинки, заправки. Каждый новый день торжественной недели имел определенное значение, и совершались обряды, предназначенные именно для этого дня.

Перед наступлением Масленицы в воскресный день нужно было отправиться с визитом к родственникам, дорогим друзьям и ближним соседям. Также нужно было приглашать гостей к себе и накрывать богатый стол. Это был последний перед строжайшим постом «свободный» день, когда употреблялось натуральное мясо. Его так и именовали «Мясное Воскресенье». Даже существовало смешное поверье – тесть едет к зятю, чтобы доесть мясо.

Понедельник – Встреча

День встречи праздника так и называется «Встреча». В дневное время все люди собирались на гуляния. Возводились большие снежные горки, крепости, города изо льда и снега. Народ катался на каруселях, на площадях рынков накрывались огромные столы, кипятились самовары, наливались чаи из трав, наливался мед, сливки и т.д. Детишки сообща мастерили соломенную куклу и надевали сарафан, кокошник. Детвора с самого утра ходила по дворам и пела песни, а их в свою очередь угощали блинами и сладостями. Так длилось до середины дня, затем все бежали на снежные холмики и катались на самодельных санях. Исключением были взрослые, они имели право на такие удовольствия только с середины масленичной недели.

Вторник – Заигрыш

Этот день предназначался для брачующихся. Именно во вторник в селах устраивались свадьбы, а после богатого застолья все молодожены и те, кто только что присоединился, отправлялись на катание с горок. Естественно, продолжали выпекать хлебцы и лакомиться с народом. Также в день заигрыша молодые люди приглядывались к противоположной половине и подбирали себе пару.

Среда – Лакомка

Этот день можно поистине считать моментом «Великого» перемирия, на блинную трапезу теща специально «зазывала» зятя. Не зря существует поговорка «К теще на блины». Молодежь должна облачиться в наряды, которые надевали в день собственной свадьбы, а незамужние девчата катались с горок. А над холостыми ребятами, которые так и не смогли в прошлом году обрести пару, все подшучивали и подтрунивали. Им придумывали всякие наказания, и парням приходилось откупаться.

Четверг – Разгуляй

Его называли также Перелом, Разгул, Четверток, Широкий. Это центральное событие. На площадях собирался весь честной народ, устраивали представления, кулачные бои, крутились все качели и карусели, осадой брались снежные крепости и города. Вспомните шедевр искусства «Взятие снежной горы» Сурикова. Из одежды надевали то, что приходило на ум. А чучело из соломы – Масленицу поднимали на самую высокую горку.

Пятница – Тещины Вечерки

В этот день происходит обратная история. Наступает черед зятька угостить любимую тещу блинчиками. Он зазывает родственницу в дом и накрывает при этом богатый стол. Но продукты и приспособления для приготовления блинов давала теща: сковороду, кадушку, муку – целый мешок, сливочное масло. Таким образом, отдавалось должное уважение родственникам со стороны жены. А гуляния продолжаются, на рынках торжествует народ, пьет , чаи и катается на каруселях.

Суббота – Проводы (Золовкины посиделки)

Это одна из красивейших традиций – молодая сноха приглашала в свой новый дом родственников и угощала не только блинами, но и другими яствами. А люди поднимали на руки Чучело из соломы – Масленицу и несли по улицам села и «хоронили: собирали много поленьев, наверх устанавливали Чучело и поджигали. Вокруг большого костра устраивали хороводы, пели песни. Несмотря на шуточность представления, многие люди плакали – ведь уходил еще один год, заканчивались праздники, и нужно было приступать к заботам.

Воскресенье – Прощенное

В преддверии поста все хотели очиститься от грехов. Люди просили друг у друга прощение и произносили следующие слова: «Прости меня, пожалуйста, если я в чем-то перед тобой виноват». В ответ звучало привычное для всех нас «Бог простит». Ритуал носил не формальное значение, действительно люди прощали друг другу оскорбления, обиды, забывали о неурядицах и жали руки. Также в этот день нужно было посетить кладбище и «угостить» блинами усопших, оставляя их на могилах.


В эти дни были очень популярны гадания. А, как правило, этим занятием больше увлекается прекрасная половина. Так вот, девушки устраивали следующие обряды:

  1. Взяв в руки первый блинчик, девица шла на улочку и угощала первого парня, который встречался на её пути. Его имя означало, что так будут звать её суженого.
  2. Перед сном девице нужно было вывесить за окно полотенце и произнести шепотом слова: «Суженый явись, полотенечком утрись!» Наутро она проверяла – если полотенце оказывалось влажным – то в этом году предстояло замужество. Сухое – напротив, суженого ожидать не стоит.
  3. Для третьего обряда нужно собрать ветки хвойных деревьев (сосны, кедра, елки, пихты). Собирать лучше в лесу и разложить дома на полу. Пригласить друга, повязать друг другу на глаза платки и выбирать наугад ветки:
  • если девица возьмет в руки толстую ветку с густой листвой (иголками) – ждет брак с сильным и солидным мужчиной.
  • ровная и гладкая поверхность предвещает привлекательного супруга.
  • если на ветке толстая и прочная кора – муж будет обеспеченным человеком.
  • если вся кора облупилась, то супругом станет простой парень, возможно небольшой служащий, слесарь, плотник.

Стоит ли верить гаданиям – решайте сами. Но вряд ли полотенце или еловая ветка может предугадать ваше будущее. Во всяком случае, обряды были придуманы людьми и нужны они только в качестве развлечения. И верить нужно только в позитивное, никакое предсказание не должно оставлять в душе осадок неуверенности.

В прощеное воскресенье можно было в последний раз перед Великим постом пить спиртные напитки.


Лучшие рецепты блинов

Итак, прежде чем приступить к выпеканию блинов, выясним еще одну историю о Масленице. Легенда берет начало с северных регионов Руси, где зимы всегда были богаты на снег и метели. Так вот, по этой истории её величество Масленица появилась на Севере, где правил дед Мороз. Один крестьянин искал хвою и увидал за деревьями маленькую девочку, Масленицу и попросил вернуть теплые дни и радость для людей. И она согласилась и предстала перед людьми не в виде маленькой девочки, а крепкой, красивой и румяной красавицей. Своим заразительным смехом она увлекла народ в гуляния, устраивала хороводы и пела песни.

Чтобы и вам было приятно проводить эти дни перед Постом, предлагаем несколько лучших рецептов блинов. Поверьте, если следовать рецептуре, то ни один блин не окажется комом.

На молоке

Это самый популярный вид блинов, которые не займут у хозяйки много времени затрат. Для приготовления нам необходимо:

  • пол литра молока;
  • 2 яичка;
  • 200 грамм муки;
  • 2 стол. ложки постного масла;
  • 1 стол. ложка сахарного песка;
  • щепоточка соли.

Ингредиенты нужно заранее достать из холодильника, чтобы они обрели комнатную температуру. В миске взбить яйца, добавить сахар, соль, влить молоко и тщательно смешать.

Муку смешать с маленькой порцией молока до состояния сметаны, смешать, пока не исчезнут комки.

Влить в основной состав и недолго взбить. Влить постное масло, смешать и отставить на полчаса в сторону при комнатной температуре.

На кефире

Вариант является экономным для рачительных хозяек. Также можно использовать скисшее молоко. Для готовки нам нужно:

  • пол литра скисшего молока или кефира;
  • 2 яичка;
  • 200 грамм муки (пшеничной);
  • сода питьевая (пол чайной ложки), столько же соли и сахара;
  • 4 ложки (столовые) постного масла.

Яйца взбить, влить кефир и тщательно смешать. Смесь нужно подогреть до 60 градусов, чтобы после добавления соль и сахар полностью растворились. Просеянную муку аккуратно всыпать в состав и смешивать, чтобы не было комков. Соду растворить в столовой ложке кипятка и влить в миску с тестом, затем влить масло, смешать и убрать в сторону на один час.

На воде

Это, пожалуй, самый популярный рецепт блинов. В нем нет молока, которое не всем подходит по физическим показателям, кефира, способного вызвать вздутие. В таком тесте меньше калорий, а значит, есть шансы сохранить фигуру в период Масленицы. Итак, нам необходимо:

  • пол литра воды;
  • 320 грамм муки (пшеничной);
  • 2 яичка;
  • 2 стол. ложки постного масла;
  • столовая ложка сахарного песка;
  • щепотка соли.

Взбить яйца, соль и сахар в миске, влить воду (теплую) и постепенно вводить просеянную муку. Взбить до однородной консистенции.

Узнаем характер по начинкам

Конечно, лакомиться просто блинами – это тоже удовольствие. Но насколько более питательны и сытны блинчики с грибной, творожной, капустной, сметанной начинкой. В народе существует поверье – начинка должна соответствовать мужскому характеру. Давайте выясним, насколько это правда.

  1. Просто блинчики, смазанные сливочным маслицем. Такой продукт предпочитают сдержанные и спокойные личности. Они стремятся быть и общаться только с порядочными людьми. Мужчины с таким вкусом, как правило, хорошие отцы и любящие мужья, стоящие на страже репутации и благосостояния семейства.
  2. С икрой предпочитают творческие, умные натуры. Они прагматичны, заботливы, дела семейства и его благополучие на первом месте. Они не способны на романтические поступки, если и решат сделать приятное, то предпримут скорее практичные шаги.
  3. Со сметанкой лакомятся нежные и чувствительные типажи. Такие мужчины весьма ранимы, обидчивы. Даже неосторожно брошенное слово может привести к истерике и порче настроения. Так что будьте внимательны и решайте, стоит ли с ним связывать свою судьбу.
  4. С медом любят эмоциональные и романтичные мужчины. Такой тип сумеет создать праздник даже из банальной встречи и будет радовать свою половинку приятными сюрпризами по поводу и без. Эти мужчины – однолюбы и могут последнюю копейку отдать за букет, лишь бы любимая была счастлива.
  5. С семгой предпочитают блины лица с экстремальной направленностью. Это путешественники, любители прыгать с парашюта и т.д. Так что жизнь с таким товарищем – беспокойная, то и дело он преподнесет очередной сюрприз в виде походов на самую высокую гору, или полете на дельтаплане.
  6. Начинку из творога любят мужчины, которые до конца своих дней останутся детьми. Они любят все сладкое, а супруга будет мамочкой. Готовьтесь – принятие решений, оплаты счетов, выяснение отношений ляжет на ваши хрупкие плечи.


Как правильно выпекать блины

А теперь перейдем к процессу, который у некоторых хозяек вызывает опасения. Именно из-за момента выпечки женщины готовы отказаться готовить такое вкусное и легкое блюдо, как блины. И все заключается только в одном – они прилипают к сковороде, становятся комом. Чтобы все это обойти, предлагаем действовать по проверенному плану.

  1. Сковороду нужно поставить на огонь и хорошенько накалить.
  2. Смазать постным маслом (тонкий слой, достаточно 1-2 капель и кисточки).
  3. Снизить интенсивность огня наполовину.
  4. Отстоявшееся тесто смешать, так как на дне всегда формируется осадок.
  5. Взять небольшую порцию половником (лучше пользоваться специальным для блинов).
  6. В сковороду, которую нужно держать в наклонном положении, влить тесто и крутить так, чтобы оно полностью покрыло поверхность.
  7. Выпекать максимум 2-3 минуты, специальной лопаткой перевернуть. Через пару минут перекинуть в подготовленную посуду.
  8. Смазать блин сливочным маслом или накрыть большой крышкой, чтобы края стали мягкими и не ломались.

Прекрасный по своему течению праздник Масленица – это не только гуляния и торжества. Люди таким образом хотели приблизиться к секретам мироздания, приоткрыть завесы смерти. По другой версии, форма блина отражает не Солнце, а жизнь, то есть существование без начала и конца. В эти дни люди понимали, что земля должна приумножать свои богатства и в своих песнях воспевали таяние снега, питающее почву плодородием.

Еще одна сакральная основа праздника – поминание усопших. В тризну включались три составляющие – плач об ушедших из жизни, приношение жертвы и богатое застолье. Считалось, что покойники приходили на каждый из торжеств людей и невидимо принимали в них участие.

Как бы там ни было – но Масленица – это любимый и ни на что не похожий в мире праздник славян. Пусть это пережитки языческого времени или Сырная Неделя по православной религии. Главное – что это вкусно, весело и весьма полезно, конечно, если знать меру!

История празднования Масленицы уходит корнями в глубокую древность.

Этот праздник отмечали в древней Руси в честь бога Солнца Ярилы.

С течением времени поменялась смысловая нагрузка этого праздника и его символическое значение.

Однако он по-прежнему остается самым любимым весенним праздником в нашей жизни.

Масленица древнерусская

На Руси праздник Масленицы проводился в марте, в день весеннего равноденствия. Он посвящался возрождению природы и всего живого. В те далекие времена, когда славяне почитали богов Огня, Плодородия, Воды и т.д. – этот день отмечался с особым почитанием.

В честь Ярилы создавали большие костры, водили хороводы и пекли блины, олицетворяющие солнце. Язычники верили в то, что возрождение природы – это не только переход от зимнего времени к летнему, но и обновление семейных отношений.

Очень ясно просматривается в этих празднованиях, глубокое почитание пращуров (умерших в разное время родственников). Славяне свято верили, что предки их Рода не уходят бесследно, а продолжают жить среди них, в другом, своем мире, наблюдают за всем, что происходит в их семьях, берегут и охраняют всех своих потомков.

Поэтому было принято класть на слуховое окошко первый блин для пращуров, чтобы они не обижались и знали, что о них помнят.

Было и чучело, которое символизировало тьму (что у язычников было почти равнозначно смерти), которое сжигали, чтобы не заслоняло свет.

В костре люди сжигали одежды больных людей, наговаривали на тряпицы или палки все свои невзгоды и беды и бросали их в костер, чтобы избавиться от напастей навсегда.

Молодые женщины, по каким-либо причинам не имеющие детей, обращались в этот день к Яриле, чтобы помог им забеременеть.

Есть один интересный факт, что на Масленицу, бесплодной женщине позволялось уходить из дома на ночь и проводить ночь с тем, кого она выберет. Изменой такое деяние не считалось, так как важным было только продолжение рода. А в этот день сам Ярила всем помогал.

Масленица при христианстве

С приходом христианства, Масленицу стали праздновать перед Великим постом. Праздник уже не стал проводиться в одно и то же время, так как сытная неделя всегда выпадала на разные числа и месяцы весны.

Здесь церковь дала разрешение веселиться и гулять целую неделю. Начиная с понедельника масленой недели, люди начинали строить у своих домов горки, и приглашать гостей.

Богатые люди пекли блины в четверг, а бедные заводили опару на блины в пятницу. Каждый день недели носил, да и сейчас еще носит свое название.

В Петровские времена Масленицу стали отмечать с более широким размахом. Устраивались катания знати на горках, наряженных тройках, на городских площадях организовывались ярмарки с качелями, балаганами, скоморохами.

Финалом праздника были кулачные бои, в которых принимали участие все мужчины, независимо от возраста. Начинался бой «один на один», а затем продолжался «стенка на стенку». Это тоже отголоски языческих времен, когда род выбирал сильного вождя – настоятеля рода.

Во времена Советской власти, праздник Масленицы проводился как Поводы зимы. Значение этого праздника было в том, чтобы подвести итоги подготовки к весенне-полевым работам.

Как правило, на советских масленичных гуляниях проводились чествования передовиков сельского хозяйства:

Механизаторов;
Комбайнеров;
Доярок;
Скотников;
Руководителей передовых совхозов и колхозов.

Идеология того времени накладывала отпечаток на все праздничные мероприятия, так что не обошли они и Масленицу.

Здесь основной идеей праздника была демонстрация мощи, силы и талантов советских людей на основе фольклорного материала.

В наши дни Масленица вернулась к тому, что ее стали проводить вновь перед Великим постом. В некоторых местах возрождаются традиции ежедневного празднования масленой недели:

Встреча;
Заигрыши;
Тещины блины и т.д.

Сейчас празднование Масленицы – это праздник, который включает в себя почти все исторические изменения в структуре проведения.

Можно увидеть в одном празднике и языческое поклонение богам, и обильное объедание перед постом, и зиму так же с благодарностью провожают да задабривают и весну закликают.

Все эти действия присутствуют, но как бы в миниатюре – очень урезанном варианте.

Есть в этом празднике и то, что не поддается ни времени, ни влиянию исторических перемен: душевная доброта и широта, и радостное ожидание обновления жизни.

УДК 39

Масленица. История праздника и его традиции.

Maslenitsa. The history of the holiday and its traditions.

Аннотация: Данная дипломная работа посвящена рассмотрению черт русского национального характера через призму русских традиционных праздников на примере Масленицы. История Масленицы уходит в дохристианскую Русь. Масленица, как самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, пользуется популярностью в русском народе. Сегодня Масленица — это символ русских народных праздников с тысячелетней историей.

Annotation: This thesis is devoted to consideration of features of the Russian national character through the prism of Russian traditional holidays, for example carnival. The history of carnival rooted in pre-Christian Russia. Carnival, as the bright, cheerful, wide and spectacular Russian holiday, is popular among the Russian people. Today, Maslenitsa is a symbol of Russian folk festivals with a millennial history.

Ключевые слова :Масленица, русский национальный праздник, национальный характер, черты русского национального характера

The keywords: Maslenitsa, a Russian national holiday, national character features of Russian national character

Национальный характер — совокупность наибо-лее устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Он выража-ется в эмоциях, чувствах, настроениях и проявляется в национальном темпераменте.

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, уникальная, притягательная и непонятная. Про Россию Ф.И. Тютчев(1803 — 1873 ) сказал:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия — страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Её характер — это характер её народа, отличается сложностью и противоречивостью.

Многие факторы влияют на формирование национального характера, развивающегося долгое время в истории. Среди этих факторов самыми главными являются культура и история. Традиционные праздники как важный компонент национальной культуры считаются носителями, отражающими и наследующими национальной культуры; процессом накопления и коагуляции национальной истории и культуры в течение продолжительного периода времени; объединённым показанием национального характера и национальной культуры; истинным изображением профиля нации и государства. Поэтому, с помощью русских национальных традиционных праздников пригодится далее и глубоко исследовать и анализировать русский национальный характер.

История Масленицы уходит в дохристианскую Русь. Масленица, как самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, пользуется популярностью в русском народе. В дни праздника Масленицы есть ряд ритуалов: сжигание соломенного чучела Зимы, готовить и есть блины, катание на санях и отголосок языческих обрядов. Сегодня Масленица — это символ русских народных праздников с тысячелетней историей. Ни в одной стране не празднуют ничего подобного.

Данная дипломная работа посвящена рассмотрению черт русского национального характера через призму русских традиционных праздников на примере Масленицы. Она состоит из введения, основного текста, заключения и списки литературы.

Введение включает в себя изложение актуальности, цели, задачи, значимости и методов исследования этой дипломной работы. Коротко отмечено основное понятие русского национального характера.

Основной текст состоит из двух глав. В первой главе растолковываются общие сведения о Масленице: её возникновение, традиции празднования, и влияние на современное русское общество.

Во второй главе излагаются основные черты русского национального характера, проявляющиеся в обычаях и традициях русского традиционного праздника Масленицы, подробно анализируются такие черты, как религиозность, воинственность, гостеприимство и соборность.

В заключении мы пришли к выводу: русский национальный праздник Масленица — эффективный способ для исследования черт русского национального характера. Масленица может чётко отразить главные черты русского национального характера.

Введение

Глава 1 Общие сведения о Масленице

1.1. Происхождение Масленицы.

1.2. Традиции празднования Масленицы

1.3. Влияние Масленицы на современное русское общество

Глава 2 Черты русского национального характера сквозь призму Масленицы

2.1. Религиозность

2.2. Воинственность

2.3. Гостеприимство

2.4. Соборность

Заключение

Литература

Введение

Всем известно, что каждый народ, населяющий нашу планету, не возникает из ниоткута. На протяжении тысяч лет при развитии общества у каждого народа постепенно сложились своеобразные обычаи, устоявшиеся традиции и самые невероятные и экзотические обряды, которые составляют незримый, но сугубо индивидуальный культурный багаж каждой народности. Обычаи и обряды — неотъемлемая сторона жизни. Каждый народ является сложным миром. Члены народа имеют одинаковый язык, общую окружающую среду политики и экомоники, общие источники истории, общую территорию и накопление культуры. Таким образом, у них есть многие общие черты, которые называются чертами национального характера.

Про национальный характер, в разных областях исследований есть разные термины, как основные типы личности, национальные черты, общественный характер, этнические особенности, национальный менталитет, национальная индивидуальность, в сущности все они указывают на национальный характер. Национальный характер — уникальный национальный колорит эмоций и чувств, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике её национальной культуры. Он меняется по мере изменений веры, природной среды, общественного режима и др. В этническом сознании каждого народа в стереотипной форме присутствуют представления о типичных представлениях той или иной нации: англичане — консервативны, немцы — аккуратны и трудолюбивы, испанцы — горды и т.д. О русском национальном своеобразии как самими русскими написано очень много и очень по-разному.

Россия, страна обширная, имеет самую большую по площади территории в мире, особое географическое положение, даже и суровый климат. Поэтому русские имеют загадочную душу, стойкость, склонность к крайности, умение выживать при любых обстоятельствах, великодушие, уверенность в себе, мужество, честность, доброта, свободолюбие, трудолюбие, гуманность, сердечность, сострадание, самоотверженность, стремление к справедливости и т.д.

Писатель А.Н. Толстой так написал: «Русский характер лёгкий, открытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда — русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, не щадя себя, он не щадит и врага… В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой… Но справедливость в больших идеях и больших делах живёт. В нём неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь.»

Неоценимый вклад в изучение русского национального характера внесла книга русского философа Н.О. Лосского (1870 — 1965) «Характер русского народа». В своей книге Лосский дает следующий перечень основных черт, как религиозность, общительность, чувство и воля, свободолюбие, присущих русскому национальному характеру.

Важное значение Н.А. Бердяев придавал коллективно-родовому началу в развитии русского национального характера и в судьбе России. По мысли Бердяева, «коллективизм духовный», «духовная соборность» — это «высокий тип братства людей». За таким коллективизмом будущее. Но есть и другой коллективизм. Это «безответственный коллективизм», который диктует человеку необходимость «быть как все». Русский человек, считал Бердяев, утопает в таком коллективизме, он чувствует себя погруженным в коллективе. Отсюда недостаток личного достоинства и нетерпимость к тем, кто не такой, как остальные, кто благодаря своему труду и способностям имеет право на большее.

В руссrом народе есть такая пословица: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях ». Эта пословица образно отражает воинственность русских людей. Русский народ отличает от других народов воинственностью. Причина в том, что чувство чести играет важную роль. Чувство чести — нерушимый фундамент, заложенный в русских. Его невозможно разрушить.

Праздники — наиболее надёжные источники сведений о национальном характере, поскольку за ними не стоит индивидуальный, их создатель - народ, это коллективное творчество. Из многих русских национальных праздников Масленица - самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, она отличаются уникальными традициями и обрядами, предоставляет богатый материал для всестороннего исследования черт характера нации. В длительном процессе развитии русской культуры и истории Масленица честно фиксирует в своей семантике своеобразные русские культурные установки и стереотипы, прямо или косвенно отражает воззрения русского народа, идеологию своей эпохи, особенности русского национального характера. Поэтому мы выбрали праздник Масленицу как свой предмет исследования, сквозь призму этого праздника анализируем черты русского национального характера, в чём и заключается наша цель изучения.

На основе поставленной цели выделяются следующие задачи:

1) Представить основные сведения Масленицы;

2) Выяснить происхождение и важные традиции празднования Масленицы;

3) Указать на то, как Масленица влияет на современное русское общество;

4) Проанализировать черты русского национального характера с помощью традиций и обычаев Масленицы.

Для решения поставленных задач используются следующие методы: метод сплошной выборки; метод контекстного наблюдения; метод контекстуального анализа; метод сопоставления и обобщения.

Значимость исследования состоит в выявлении одной из важнейших русских праздников — Масленицы, в более глубоком и всестороннем познании черт русского национального характера. Всё это имеет большое значение для учащихся русскому языку или людей, которые имеют дело с русскими.

Глава 1 Общие сведения о Маслениц е

1.1. Происхождение Маслениц ы

Масленица — русский народный праздник, корнями уходящий в древнее время, зародилась в те времена, когда славяне еще не знали христианства, были язычниками, тогда начало Нового года отмечали не зимой, а с приходом весны, первого марта. Считается, что это был славянский праздник проводов зимы, и одновременно были проводы старого года и встреча нового. С введением христианства в Россию церковь пыталась запретить шумные языческие славянские ритуальные действия, искоренить веселые народные гуляния, однако из этого ничего не вышло. Таким образом, в Масленице переплелись аграрные и семейные обрядовые действия, отголоски языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира.

Масленица называется различно, все эти названия имеют одинаковые мысли. По причине воздержания от мяса произошло название мясопуста; от употребления сыра — сырной недели; от повсеместного употребления масла — Масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. В святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время русские не едят ничего мясного, но могут есть рыбу, молока, яйца и сыр. Поэтому известное название этой недели по всей России — Масленица.

Русские празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста Церковь предписывает верующим воздерживаться от скоромных продуктов(мяса, масла, и т.д.), увеселений и развлечений — вот народ и стремится повеселиться «впрок». Древняя пословица гласит: «Как новый год встретишь, так его и проведешь» . Поэтому Масленицу отмечали с большим размахом: пели песни, водили хороводы, зазывали Весну, сжигали чучело зимы. В каждый ритуал вкладывался особый смысл. В этом празднике хорошо прослеживаются культ предков, аграрный, а также семейный культ. Считается, что культ предков прослеживается в традиции выпекания обрядовых блинов (часть поминальной пищи), а также в традиции прощеного воскресенья. Семейно-родовой характер праздника можно связать и с названием дней Масленицы. Аграрный культ прослеживается во многих праздниках, в том числе и в обрядах Масленицы.

Блины — это главный символ Масленицы. Они символизируют свет, победу над злой и приход весны. Такая символика блина вполне понятна, ведь он такой же горячий, золотистый и круглый, как и солнце. Ещё считается, что чем больше блинов на Масленицу съешь, тем богаче и счастливее проживёшь год.

1.2. Традиции празднования Масленицы

В период празднования Масленицы православные традиции играет большую роль в истории. Последняя подготовительная к Великому посту неделя называется Сырной седмицей. Эта седмица — это время в церковном календаре связано с размышлениями о грядущем конце зла и победе добра после Страшного Суда — в течение этой недели христиане должны прочувствовать «радость ожидаемого пришествия Царства Божия».

По традиции, в Масленую неделю предполагаются праздничные застолья с родными и друзьями, хождение друг к другу в гости — всё это сближает, даёт повод просить обиды и недовольства, которые накопились за год, ведь в конце этой седмицы, в день накануне Великого поста — прощёное воскресенье.

Церковь предостерегает паству от всякой неумеренности. Пьянства, легкомысленных поступков и опасных игр в это время — за весельем не стоит забывать о высоком подготовительном назначении этой светлой, радостной недели. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими », звучит в песнопениях Сырной седмицы — так вспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела, и зовёт грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придётся отвечать. На Сырной седмице уже не совершается Таинство Венчания, в среду и пятницу не служится Литургия, а на Часах произносится молитва.

Народные традиции Масленицы тоже занимают важное место. На Масленицу в течение всей недели веселье, традиции и забавы всегда имеют установленную последовательность, что выражается в названии масленичных дней. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыш. В среду масленой недели, тёщи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся, отсюда и пошло выражение «к тёще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тёщу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощёным днём», в этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Вся неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица».

Понедельник зовётся «встреча». В этот день достраивали ледяные горки, качели и балаганы, наряжали чучело Масленицы в старую женскую одежду. Насаживали его на большой шест и с весёлыми величальными песнями возили на санях. Затем чучело устанавливали на ледяной горке, с которой устраивали катание на санях. В понедельник начинали печь блины, и первый блин обычно получали нищие на помин усопших.

Вторник называется «заигрыши». С утра молодые люди катались с гор и ели блины, а также приглашали в гости родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечены - просим жаловать» . В деревянных балаганах давали театральные представления с участием Петрушки и масленичного деда. Скоморохи пели частушки. Было принято возводить ледяные крепости, устраивать шуточные бои. В конце XVIII века в Петербурге устраивали гулянья на Исаакиевской площади, где устанавливали балаганы и карусели, строили ледяные горки. В Москве катались на санях по Москве-реке и реке Неглинке. Проводили маскарады на московских улицах.

В среду, в «лакомки», в каждой семье накрывали столы, предлагая гостям блины, кушанья из рыбы, яиц, творога, молока. В некоторых областях России особое внимание в этот день уделяли тёщи своим зятьям — «тещины блины». В городах и посёлках устанавливали торговые палатки, где предлагали горячие сбитни, русские пряники, орехи, кипящий чай из самовара.

В четверг приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие своё начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, к примеру, бить лежачего «лежачего не бьют», вдвоём нападать на одного «двое дерутся — третий не лезь», бить ниже пояса или «один на один». К тому же, все с удовольствием катались на ледяных горках, качелях и лошадях, устраивали пиры, карнавалы, начинали колядовать. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, петь частушки. Напрасно четверг тоже зовётся “широкий разгул”.

Пятница славилась «тещиными вечерами». Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и др., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей

Суббота — золовкины посиделки. Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных и дарили им подарки. Всё очевидно, на этой «Масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышлённые и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече порой «даже с незнакомым человеком» полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешел перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю», - отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться. Гулянье заканчивалось, на ледяных горках разводили костры, чтобы растопить лёд и прогнать холод. В этот день окончательного прощания с зимой сжигали чучело Масленицы, а пепел развеивали по полям, чтобы был хороший урожай.

1.3. Влияние Масленицы на современное русское общество

Всем известно, праздник создаёт ощущение общности, которой способствует разный церемониал, обряды праздника, в которых слова, музыка, движение, свет, цвет, художественно воплощают идею, все это создает особую атмосферу. Его участники испытывают ощущение «очищение души», поэтому особенность праздничной культуры проявляется не только в прагматической стороне, но и в духовной стороне.

Язычество как первая религия славян подарило русским Масленицу, великолепные свадебные обряды и святочные гадания. Свадьбы играли осенью или зимой, в интервалах между длительными постами. Особой популярностью пользовался так называемый «свадебник» — период от Рождества до Масленицы.

Современные свадебные обычаи несколько трансформировались с течением времени, но разорительно не изменились. Многие русские свадьбы играют в такой период — от Рождества до Масленицы.

Своеобразный символ Масленицы — золотистый, круглый и горячий блин, который символизирует счастье, веселье, надежду, свет и веру в будущее. Он является традиционным блюдом Масленой недели. Сейчас больше и больше русских потчует своих близких и гостей вкусными блинами.

Влияние Масленицы отражается в произведениях искусства различного вида, как в литературе, музыке, рисовании, фильмах и т.д. Например, известный русский фильм «Сибирский цирюльник» пользуется популярностью по всему России, в нем с помощью представлением традиций и обычаев Масленицы режиссёр Никита Михалков воссоздал полную Масленицу.

Современные русские любят Масленицу за тот настрой, который он даёт и не задумываются о том, что же такое даёт этот праздник, почему он сохранился до нынешних времён. Дело в том, Масленица соединяет в себе не только традицию проводов зимы и встречу весны, а также служит фактором укрепления семьи и примирения всех родственников.

Масленица способствует современному русскому обществу к стабильности, процветанию и энергичности.

Глава 2 Черты русского национального характера сквозь призму Масленицы

Русский национальный характер, его необычность и непонятность, давно возбуждает у учённых живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные его черты, найти корни трагических обстоятельств, сопутствующих истории России. Однако представляется, что русский народ до сих пор сам не может понять себя, объяснить или хотя бы оправдать свое поведение в той или иной ситуации.

Сегодня русский народ переживает переломный момент в своей истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших Россию в XX веке, связана с упадком национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей. Пробуждение России, конечно, должно начаться с духовного возрождения ее народа, т.е. с попытки русского народа разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и искоренить недостатки.

В процессе исследовании черт русского национального характера мы замечаем, что в истории России такие черты, как религиозность, воинственность, гостеприимство, соборность всегда занимает абсолютно важное место. В дальнейшем совершенно представляем эти четыре главных черты русского национального характера через призму праздника Масленицы.

2.1. Религиозность

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Она тоже является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, большинство опрошенных относит себя к одному из вероисповеданий.

Религиозная система представления мира опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т.п.

Н.А. Бердяев отмечает, что русский народ — религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Славянское язычество является самостоятельно развившимся в первое тысячелетие русской эры фрагментом древней индоевропейской религии, представленной в древнеиндийских и древнеримских текстах. Главные черты славянского язычества как мировоззрения — одухотворение природы, культ предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей, развитая низшая мифология, вера в возможность воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм. При Владимире Святославиче в 988 году на Древней Руси христианство стало государственной религией. Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. Но духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие).

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.

Советский фольклорист В.Я. Пропп, развивая идеи В. Ваннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ.

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В.Я. Пропп, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно. Пепел от чучела, или масло растерзанное чучело, раскидывали по полям.

Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт сожжение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник»(прощённый день), смотры молодожёнов, их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холосты, связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. У шедших предков, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т.д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы.

По мнению современного российского фольклориста А.Б. Мороза, утверждает, что Масленица — это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается языческая суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд, по всей видимости, имеет игровые корни.

Все свидетельства доказывают, что некоторые обряды относятся к языческим, так и многие исходят из православных. Это явление называется двоеверием. Понятие двоеверия, часто используемое применительно к традиционной культуре славян. Для самих носителей традиции система верований была единой и органично сочетала в себе поклонение христианскому Богу и — силам природы и могущественным предкам.

Двоеверие отражает черты русских в обрядах праздников. Масленица не только имеет языческие обряды, но и имеет православные обряды. Таким образом, мы можем видеть, что русские писатели и философы, анализируя черты русского характера, вытекающие из основы русской культуры — Православия и Язычества, отмечают их двойственность и противоречивость: с одной стороны, высота, духовность, тяга к справедливости, а с другой — лень, бездеятельность, безответственность.

Следует отметить, что именно Православие органично легло на те свойства характера, которые «прирожденно, отродно» присущи восточным славянам: «открытость, прямодушие, естественная непринуждённость, простота в поведении (вплоть до изрядной простоватости)», несуетность, юмор, великодушие, уживчивость, лёгкость человеческих отношений («чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» — Г. Фёдотов); отзывчивость, способность всё понять; широта характера, размах решений («чем с плачем жить, так с песнями умереть »).

По мнению Н. Лосского, все социальные (и высшие и низшие) слои России усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь». С.Л. Франк пишет, что русский дух насквозь проникнут религиозность.

С другой стороны, по мнению историка и философа Л.П. Карсавина существенным моментом русского духа является религиозность, у русского православия есть серьёзный недостаток — его пассивность, бездейственность. Солженицын сам отмечает, что уверенность в будущем обожении обеспложивает настоящее. Если же русский усомнится в абсолютном идеале, то он может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему. Равномерной методичности, настойчивость, внутренней дисциплины — болезненнее всего не хватает русскому характеру, это может быть, главный порок русского народа.

В ряду недостатков русского характера, являющихся обратной стороной его достоинств А. Солженицын перечислил: всеизвестное русское долготерпение, поддержанное телесной и духовной выносливостью; неразвитое правосознание, заменяемое тягой к живой справедливости; вековое отчуждение русского народа от политики и от общественной деятельности; отсутствие стремления к власти: русский человек сторонился власти и презирал её как источник неизбежной нечистоты, соблазнов и грехов; в противоречие тому — жажда сильных и праведных действий правителя, жажда чуда; отсюда — губительно малая способность к объединению сил, к самоорганизации.

2.2. Воинственность

Кулачные бои устраивались зимой в период святок на Масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось Масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников.

Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, монастырские крестьяне с помещичьими и т.д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов.

Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость. Некоторые участники прибегали к различного рода магическим приёмам для увеличения бойцовской храбрости и мощи.

Так, например, в одном из русских старинных лечебников содержится следующий совет: «Убей змею чёрную саблей или ножом, да вынь из неё язык, да вверти в тафту зелену и в чёрную, да положи в сапого в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори ».

Кулачные бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шашки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приёмы. Бойцы держали фронт, шли клином — «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т.п. Бой кончался прорывом «стенки», противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в.

При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шёл с соблюдением определённых правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу.

Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы».

Такой порядок поддерживал равенство сторон. Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками» — командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками.

В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даёшь боя», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце.

Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто ещё не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей весёлой попойкой участвовавших в нём парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков.

Подробное описание битв «добрых молодцов кулачных бойцов» дали иностранцы, побывавшие в Московии в XVI-XVII вв. Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины.

Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках. Передавались из уст в уста, нашли своё отражение в удалых песнях, былинах:

Да съехались оны с копьями

Только копья-ты в кольцах попригнулисе.

Да съехались богатыри палками

Только палки по щербням отвернулисе.

Соскочили они со добрых коней,

Да схватились оны на рукопашный бой.

Русский народ — изначально и исторически воинственный! Отсюда берёт начало бунтарский дух, мстительность, жажда борьбы до победы! Самые знаменитые разбойники и лучшие воины принадлежали русскому народу. Да и сейчас слова «русская мафия» или «русская армия», вызывают неприятные ощущения в пятой точке у всех русских врагов.

Воинской доблестью пропитана вся история русского народа. Вне зависимости от профессии все мужчины и многие женщины, владели воинским искусством. И все главные русские боги были воинами, помимо своих прямых обязанностей. Что уж говорить о танцах, песнях, играх и сказах. К примеру, при слове хоровод человек представляет девушек и юношей, которые в лаптях танцуют вокруг берёзы под заунывные песни. Но на самом деле, хороводы были и воинские. Чисто мужские, когда руки на плечах, а рёв из мощных глоток достаёт до небес.

Слава о воинской доблести русских предков гремела не только по всей Европе. Многие древние историки донесли сведения о славе и силе русского народа. Все русские огромные территории захвачены и удержаны в войнах. И русские предки все были войнами, это видно из традиций, обычаев и истории.

Дело в том, на характере русского народа сильно отразилась суровость климата и расположение земли. Суровые зимы, длящиеся до полугода, сформировали в русском народе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Благодаря длинным зимам русские стали терпеливыми и меланхоличными. Обрели способность к резкой мобилизации сил, из-за необходимости в авральном труде в летние месяцы. Климат и невзгоды сделали русского человека расчётливым и прагматичным, но при этом способным действовать «очертя голову», ведь даже здравый расчёт не всегда был способен оградить от прихотей природы. Так же в условиях сурового климата русским была просто необходима общность и чувство локтя. Огромные пространства дали русскому народу широту души, вольность и стремление к свободе.

Сама необходимость защищать свои обширные и лакомые для других территории способствовала воинскому духу.

2.3. Гостеприимство

Гостеприимство — универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте. Оно всегда было характерной чертой русского характера. По мнению А. Падчина, «Гость для древних славян был священ, оскорбить гостя значило оскорбить всё племя. В славянских землях практически не было разбойников, а среди славян-воровства, но если из-за бедности человек не мог хорошо принять гостя, то он мог пойти даже на воровство. Нравы наших предков это допускали».

В сознании русских слово «гость» всегда вызывает чувство «счастье» и «радость»: Гость на гость хозяину радость. Гость на порог - счастье в дом . Когда гости пришли, русские с радостью сразу. Для доброго гостя и ворота настёжь . И для гостя в доме готово всё: и внимание хозяев, и забота, и лучшее место, и лучшее угощение от души. Высказывание одного иностранного туриста о России: «Гости приезжают в Россию с одним чемоданом, а уезжают с двумя и с множеством пластиковых пакетов с кабачками, салатом, вареньем, книгами и сувенирами». Они это называют «русским гостеприимством».

В слове гостеприимство на первом плане — готовность человека впустить чужого в свой дом или даже предоставить ему кров. Для гостеприимного человека его дом — не крепость, а место, куда он рад пригласить гостей. И гость для него — радость в любой ситуации: «Хоть и не богат, а гостям рад».

Третий день Масленицы —«лакомка ». В русском народе были такие песенки, которые посвящены третьему дню Масленицы.

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет». На «лакомки» тёщи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Россияне отличаются тем, что любят не только принимать гостей, но и ходить в гости. Поэтому, пятый день Масленицы — тещины вечерки гостевой день. Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки ».

На тещины вечерки зятья угощают своих тёщ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торо-пился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Масленица не обходится без вкусных блюд на русском столе. Да и в гости надо звать.

Шестой день Масленицы золовкины посиделки. Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

В этом чётко и наглядно проявляется русское гостеприимство.

2.4. Соборность

Соборность — понятие с ярким русским вкусом, введённое русским философом А.С. Хомяков, развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа каноничности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как личное «счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

В конце XIX до начала XX веков понятие соборность было воспринято и развито русской религиозной философией. А сегодня оно охватыва-ло все сферы жизни народного организма, став одним из компонентов определения понятия народности, которая «есть соборность рода, языка и быта страны (отечества, родины), связанная верою, просвещением и предопреде-ленною Господом Богом целесообразностью».

Два обычая Масленицы, включая кулачные бои и взятие снежного городка, полностью выражают соборность русских. К таким опасным развлечениям относятся знаменитые все они на Масленицу.

Кулачным боям известно две их разновидности. В первом случае, дрались два соперника, а во втором - шли стенка на стенку, не разбирая в пылу боя, кто свой, а кто чужой. Такая массовая бойня позволяла сбросить напряжение и выпустить пар. Мужчины, разгоряченные спиртными напитками и калорийной пищей, колотили друг друга до смерти.

Взятие снежного городка — излюбленная потеха сибиряков. Это, так сказать, «визитная карточка» сибирской Масленицы. Хотя в 19 веке ее знали также в Тульской, Пензенской, Симбирской губерниях, причем в двух вариантах — дет-ском и взрослом, она нигде не достигала тех масштабов и того размаха, какой был присущ «взятию снежного городка» в Сибири. Но в южных районах России, где снега и льда не было, существовал свой вари-ант масленичной игры «взятие города». Под «городом» здесь понималась ком-пания девушек, оборонявшихся от парней и молодых мужиков.

Как правильно, не только кулачные бои, но и взятие снежного городка идут между двумя деревнями или селами. Причина в том, что именно суровые климатические условия и требование защищать от врагов вызывали необходимость жить и работать сообща. Поэтому, столетиями русские крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения России до начала XX века, жили общинами, которые тогда были основой молекулой социальной жизни. Община есть хранительница главных моделей и ценностей этой жизни и основной механизм, прививающий эти модели и ценности своим членам.

Вообще, «в России, как подчёркивает президент В. Путин, действие коллектива всегда важнее отдельного, это факт».

Заключение

Национальный характер — это абстрактное обобщение всех свойств народа, имеющего общей традициями и культурой, он является одной из наиболее сложных, но и основных проблем при изучении взаимовлияния культур. В настоящее время, когда человечество вступает в эпоху «глобальной деревни», мировая цивилизация взаимно сольётся воедино. Национальный характер, как окно к истории и жизни данного народа, занимает очень важное место при межкультурной коммуникации.

Черты характера какого-то народа отражаются на своих национальных праздниках, празднуемых данным народом. Потому что в обществе праздники представляют собой самую жизнедеятельную и образную часть. Масленица, как самый популярный, широкий и весёлый национальный праздник России, может отражать черты русского национального характера через свои уникальные обычаи, обряды и традиции.

В данной дипломной работе на базе обычаев, обрядов, традиций Масленицы, анализируются главные черты русского национального характера: религиозность, воинственность, гостеприимство и соборность. В том числе, двоеверие как часть религиозности, ярко отражает взаимовлияние и соединение между язычеством и православием. Надо отметить, для широкого и загадочного русского народа, конечно, это не всё. Основные и важные черты русского национального характера совершенно отражаются сквозь праздник Масленицу. Ещё другие важные русские национальные праздники могут раскрыть другие черты русского национального характера. Лишь хотим, чтобы наш скромный почин нашёл более достойных продолжателей.

Все нации являются равноценными носителями общечеловеческих ценностей. В каждой народной душе есть свои могучие и свои слабые стороны, свои достоинства и свои недостатки. Поэтому необходимо взаимно понять разницу по народной душе, полюбить качества народных душ друг друга и быть снисходительным к их недостатки. Таким образом, между разными народами в мире будет возможно осуществления истинно мирного сосуществования.

Масленица — один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождаются народными гуляниями, неотъемлемым элементом этих гуляний являются блины. Существует множество версий по объяснению того, откуда появился праздник Масленица.

Одна из таких легенд гласит, что в давние времена на Севере родилась маленькая девочка, отцом которой был Мороз. Имя ей дали Масленица. Девочка была маленькой, хрупкой и улыбчивой. Однажды группа людей попала в снежную бурю. Прячась от нее, они встретили Масленицу и попросили помочь и согреть их. Масленица пришла, но удивила всех. Потому что это была не маленькая девочка, а здоровая баба с большими румяными щеками. Она заставила человека забыть о зиме, развеселила его и заставила плясать до усталости. С тех пор неделя перед Великим постом называется Масленицей.

По другой версии, в основе появления названия праздника «Масленица» лежит традиция выпекать блины. Люди старались привлечь милость солнышка, чтобы оно их обогрело и помогло в трудную минуту. Поэтому блины имеют форму маленького солнышка. Также было принято в селах водить хороводы и устраивать гуляния. Считалось, что подобные церемонии делают добрее солнце, т. е. солнце «умасливается». Отсюда и название — «Масленица».

Масленица имеет и другие названия. Например, «Мясопуст», или Сырная, Сыропустная неделя. Эти названия появились в связи с тем, что по православному обычаю мясо исключалось из пищи, а молочные продукты еще употреблялись.

Другие названия Масленицы: «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «перепелочка», «перебуха», «объедуха», «ясочка».

Своими корнями Масленица уходит в языческие времена. В те далекие времена этот праздник был связан с днем весеннего солнцеворота. Но с принятием христианства Масленица стала зависеть от сроков начала Великого поста. На протяжении многих веков Масленица продолжала праздноваться. Этот праздник является одним из самых любимых в народе. Даже строгие указы и меры, которые предпринимались, чтобы праздник был забыт, не увенчались успехом.

Раньше при праздновании Масленицы на площадях городов возводились ледяные горки, торговали чаем, сладостями, блинами, веселился народ в костюмах, устраивали катания на лошадях.

Во все времена главное угощение на Масленице — это блины. Они пеклись и поедались в большом количестве. На каждый день на Масленой неделе есть определенный обряд.

Первый день (понедельник) называется встреча Масленицы. в этот день наряжается соломенная кукла и устраиваются застолья с разными сладостями.

Второй день (вторник) называется заигрыши: устраиваются катания на горках и едят блины.

В третий день (среда) — на лакомки — все шли к теще на блины.

Четвертый день называется широкий четверг: поются песни, выполняются обряды, устраиваются кулачные бои, катаются на санях, колядуют.

На тещины вечерки (пятница ) зятья звали тещу на угощение.

Шестой день (суббота) называется золовкины посиделки: в этот день молодая невеста приглашала своих родных к себе.

И в последний день (воскресенье ), называемый прощеным днем, сжигали соломенную куклу, а пепел от нее рассеивали по полю, чтобы будущий урожай был богатым. В этот день принято прощать все обиды и оскорбления.