Меню

Простая игрушка своими руками для маленьких детей. Делаем игрушки для развития мелкой моторики сами

Развитие ребенка

Мелкая моторика - это умение ребёнка совершать мелкие и точные движения кистями и пальчиками рук и ног. Такие движения - следствие согласованного действия трёх важнейших систем организма: нервной, мышечной и костной. Поэтому развивать мелкую моторику очень важно для общего развития крохи, начиная даже не с года, а практически с первых дней жизни.

Малыш до года сперва просто рассматривает и изучает свои ручки, затем учится брать игрушки всей ладошкой; чуть позже -- двумя пальчиками… И вот он уже учится правильно держать ложку, карандаши или кисточку.

Современные производители развивающих игрушек радуют сотнями экземпляров своей продукции, предназначенных именно для мелкой моторики, но подавляющее большинство из них стоят совсем не малые деньги. Поэтому для многих современных родителей актуален вопрос, нельзя ли сделать развивающие игрушки своими руками и заменить дорогостоящие развивалки модных брендов?

Ответ прост: можно. Игрушки для развития мелкой моторики совсем не обязательно должны быть дорогостоящими. Развивающие игрушки из подручных материалов могут стать прекрасной альтернативой дорогим и ярким от известных производителей.

То, из чего эти развивающие игрушки можно сделать найдётся в каждом доме, где у мамы и папы есть смекалка, руки и желание что-нибудь своими руками сделать для малыша. А фото для идей можно без труда найти в интернете.

Итак, чтобы сделать своими руками развивающие игрушки вам понадобятся:

  • Бусы с крупными бусинами;
  • Пуговицы разных цветов, размеров и форм. Чем разнообразнее, тем лучше.
  • с широким горлышком;
  • Различные крупы;
  • Бутылки с завинчивающимися крышками,
  • Лоскуты ткани разных фактур и цветов;
  • Иголки и нитки для мам;
  • Молоток, нож, отвёртка и гвозди для пап.

Если в вашем доме найдётся хотя бы часть из всего выше перечисленного, то вы вполне можете сотворить для своего ребёнка интересные самодельные развивающие игрушки для мелкой моторики, которые надолго станут для него любимыми.

Старые бабушкины (прабабушкины) бусы, случайно найденные в шкафу, могут здорово помочь в развитии мелкой моторики малыша. Сами по себе такие бусы - уже неплохие игрушки для развития мелкой моторики детишек до года. Малыши с удовольствием перебирают низки с крупными бусинами. Можно надеть такие на себя и крохотные пальчики с готовностью займутся работой.

Можно и просто дать бусы малышу в ручки, но перед этим их надо укоротить до широкого браслета. Так чтобы набросить их на шею и запутаться было невозможно.

Если нет бус, вполне пригодятся и пуговицы. Круглые, цилиндрические, квадратные, покрупнее и помельче, стеклянные, пластмассовые, деревянные и обтянутые тканью. Нанизывайте на прочную нить всё, что удастся найти и пусть кроха развлекается. Только также как с бусами, не следует делать пуговичную нить слишком длинной. В интернете можно найти фото с примером и прикинуть, какой длины она должна быть.

Баночки с крупами

пригодятся вам тогда, когда ребёнок уже уверенно сидит и для малышей старше года. Найдите несколько банок с широкими горлышками. Насыпьте в них разные крупы примерно на треть и предлагайте малышу поочерёдно изучать содержимое своими руками. Горох, перловка, гречка, пшено и фасоль представляют собой отличные развивающие игрушки для детишек уже до года. Точно также вам пригодятся каштаны, жёлуди, шишки или орехи.


Крупы можно насыпать и в небольшие мисочки, но тогда будьте готовы к тому, что после занятий вам придётся немного поработать пылесосом или веником.

Вместо круп в баночках, можно использовать один большой лоток, в который насыпать прокалённый песок и выкладывать на нём с малышом разные фигурки из тех же жёлудей, орехов, шишек или горошин. В такой импровизированной, сделанной своими руками песочнице ребёнок может играть круглый год и не надо бояться, что её облюбуют для своих делишек уличные собаки и коты.

Коробки.

Из-под конфет, из-под обуви… из-под чего угодно. Они превращаются в развивающие игрушки при помощи одних только ножниц или ножа. Прорежьте в крышке десяток или полтора дырочек и покажите малышу, как весело запихивать в них фасолины или жёлуди.

Чтобы изготовить своими руками следующий вариант игрушки понадобятся разные кусочки ткани и иголка с ниткой. Нарежьте из ткани 6 равных квадратиков. Желательно чтобы каждый был из другой ткани. Используйте различные по цвету и фактуре лоскутки. К примеру: ситец, шёлк, велюр, джинс, шерсть и, может быть, кусочек мешковины. Из этих квадратиков сшейте кубик и набейте его чем-нибудь вроде поролона. Получится замечательная игрушка, на которой малыш сможет тренировать тактильную чувствительность своих пальчиков.

Сделайте не один, а два или три таких кубика. Перед тем как сшить их, их можно нашить на квадратики из ткани остатки пуговиц и старые бусины. На каждую «грань» кубика - разное количество и пусть они будут также различными по размерам и форме. Малышу будет очень интересно ощупывать ткань и разные бусинки-пуговички.

Кроме бусин и пуговиц, на игрушки, выполненные своими руками можно нашить различные варианты застёжек. Липучки, молнию, крючочки, кнопки, шнуровочку или хлястик. При желании вместо простеньких кубиков можно сшить для малыша целую лоскутную книжку, на ярких страничках которой будут обитать всё те же пуговицы, бусины и застёжки. Отлично будет сшить и коврик из ярких, прочных лоскутов и украсить его всё теми же разновеликими и разноцветными мелочами. На коврике можно закрепить ещё и карандаши или палочки от мороженого. И тогда его можно будет использовать ещё и как массажный коврик для ножек малыша.


Для детишек старше года своими руками можно сделать своеобразный развивающий стеллаж.

В доме всегда можно найти кучу мелочей практически полностью бесполезных в хозяйстве, но из них можно сотворить бесподобную игрушку, которая надолго займёт малыша.

На небольшом отрезке доски, ДСП или хорошей фанеры можно закрепить: старые шпингалет и щеколду (если их будет несколько — побольше и поменьше, то только лучше), выключатель (тоже можно не один, а парочку разных), кнопку дверного звонка, розетку и к ней - штепсель на недлинном проводе, крутящийся диск от телефона с дисковым набором и панель с трубкой от какого-нибудь другого аппарата, нерабочего, верхнюю часть пластиковой бутылки (горлышко) с крышкой, водопроводный кран… Да мало ли, что ещё найдётся в запасниках у рачительного хозяина. Положите это богатство перед малышом или надёжно закрепите его где-нибудь в вертикальном положении и ребёнок с упоением будет делать всё то, чего нельзя в других местах: откручивать, задвигать, вертеть диск, нажимать на кнопки и выключатель, и даже лезть в розетку.

Если сделать так, чтобы при отодвигании шпингалета или щеколды ещё и открывалась маленькое окошечко или дверца - будет ещё лучше. Кроха заодно уяснит, что щеколды, шпингалеты, замочки и крючки предназначены для того, чтобы что-то закрывать и открывать. Малышу в возрасте одного, достигшему года такая игрушка уже будет довольно интересна, а фото подобных развивающих стеллажей вы легко можете найти в интернете.

Вы можете сделать десятки вариантов развивающих игрушек из подручных средств, но наиболее доступные игрушки для развития мелкой моторики с родителями всегда. Это их руки и пальцы. Так просто усадить малыша перед самодельным стеллажом, но сделать крохотным ладошкам нехитрый массаж под сопровождение «Сороки-вороны» с её кашей или другой известной пестушки будет значить для малыша как до, так и после года несоизмеримо больше, чем все самые яркие и добрые игрушки, сделанные родителями своими руками.

Педагоги упорно твердят о пользе развивающих игрушек. Такие развлечения призваны не только занять ребенка, но и выработать у него определенные навыки и развивать мелкую моторику рук. Ребенок на каждом этапе развития имеет свои потребности, поэтому игрушки должны подбираться по возрасту. Ведь то, что интересно ребенку в годик вряд ли понравиться ему в пятилетнем возрасте.

В продаже есть множество развивающих игрушек, но каждая мама может сама смастерить такую игрушку для своего чада. Для этого подойдут любые подручные материалы, имеющиеся дома.

Развивающий кубик своими руками

Такой кубик станет любимой игрушкой вашего ребенка и сможет надолго привлечь его внимание. Его часами можно вертеть в руках, рассматривать фигурки разного цвета, дергать за петельки, перебирать бусины на ниточке, рассматривать узоры на ткани - сколько интересных занятий для любопытного малыша. Для творчества понадобятся подручные материалы, остатки ткани и немного времени для работы.

Для работы нам понадобится:

  • Лоскутки разноцветной ткани;
  • Остатки пряжи разного цвета;
  • Старая одежда;
  • Обрезки тесьмы, разноцветных лент;
  • Фурнитура (липучки, кнопки, пуговицы, крючочки, нашивки, молнии);
  • Мягкий наполнитель;
  • Флизелин;
  • Иголка с ниткой;
  • Швейная машина.

Процесс изготовления

Нам понадобится 6 различных по цвету, рисунку и фактуре тканей. К изнанке каждого лоскутка по очереди прикладываем, обводим и вырезаем 6 одинаковых квадратов. Не забываем сделать по контуру сантиметровую прибавку на швы.


Из флизелина вырезаем также 6 квадратов, только со сторонами на 1,5 см короче тканевых. На изнанку тканевого квадратика, прикладываем флизелиновую заготовку, оставляя по краям одинаковый отступ (1,5 см). Заготовку проглаживаем горячим утюгом, чтобы флизелин приклеился к тканевой основе.


Теперь наступает самый творческий этап работы. Каждый квадрат нужно оформить различными деталями.


  1. По центру квадрата пришиваем аппликацию в виде зайчика из меховой ткани.
  2. Пришиваем из фетра фигурку птички с крылышком. Вместо ножек пришиваем две петельки из пряжи, на которых надето по бусине.
  3. Пришиваем детские нашивки и пуговки различной формы и цвета.
  4. Пришиваем петельку из тесьмы, надежно крепим наборку из различных по размеру, форме и цвету бусин, чтобы они свободно перемещались по нитке.
  5. Пришиваем большую бабочку из ткани с открывающимися мягкими крылышками и торчащими усиками.
  6. Пришиваем тесьму, цветочек из фетра, нашивки в виде бабочек и цветочков.

Это примерное описание оформления сторон развивающего кубика. Оформить его можно тысячами способов. Главное, чтобы все детали и элементы были надежно прикреплены, чтобы ребенок не смог оторвать и проглотить мелкие детали.

Когда все квадраты готовы, сшиваем в одну линию 4 детали (шов должен быть с изнаночной стороны).


К торцам третьего по счету квадрата пришиваем 2 оставшиеся заготовки. Все швы прокладываем по контуру флизелиновой подкладки.


Далее сшиваем кубик, вывернув его наизнанку. Припуски на шов последних двух граней подворачиваем внутрь, припуски третьей стороны тоже подворачиваем. Внимательно следим за тем, чтобы все углы стыковались правильно. Сшиваем последнюю сторону, оставив незашитыми несколько сантиметров ребра.


Через получившееся отверстие выворачиваем игрушку, набиваем кубик наполнителем (синтепоном или поролоном).


Сшиваем прореху потайным швом. Дополнительно внутрь наполнителя можно положить колокольчик или шуршащие фантики от конфет. Таким образом, игрушка будет издавать звуки, словно погремушка.

Бизиборд для мелкой моторики своими руками

Это изобретение пришло к нам из Америки и переводится как «развивающая доска». Она представляет собой небольшую дощечку, на которой собраны различные крючочки, замочки, щеколды, выключатели, розетки и другие «крутилки» и «вертелки».

От такого подарка малыш будет просто в восторге, ведь к настоящей розетке или замку ему ходу нет, а здесь можно все трогать, клацать, щелкать, открывать, закрывать и вертеть.


Набор элементов может быть самым разным. Сюда могут использоваться любые, оставшиеся от ремонта, материалы: накладные розетки, дверные петли, выключатели, щеколды, задвижки, навесные крючки, цепочка от входных дверей, колесики, гофрированный шланг, крышечки от пластиковых бутылок, различные колесики, тканевые мешочки с различным наполнителем и другое.


Для работы нам понадобится:

  • Кусок ДСП;
  • Самоклеящаяся пленка (зеленая, синяя, с блестками);
  • Крепежный материал;
  • Кусочек проволоки;
  • Использованная пластиковая бобина от катушки ниток;
  • Брус;
  • Картон;
  • Липучки;
  • Клеевой пистолет;
  • Упаковочная пленка;
  • Дермантин;
  • Разноцветный фетр;
  • Ножницы с ровным и фигурным лезвием;
  • Швейная машина;
  • Шуруповерт;

Процесс изготовления

Выпиливаем из ДСП или фанеры квадрат нужного размера. Обклеиваем его яркой самоклейкой (чем ярче цвета, тем лучше). В нашем случае мы сделали зеленую полянку и синие небо, на котором будут располагаться облака. Роль солнышка будет выполнять желтая пробка от пластиковой бутылочки. Крепим её по центру саморезом. Сверху наклеиваем желтый круг соответствующего диаметра, на котором рисуем солнышку глазки, носик, ротик.

Все остальные элементы сначала раскладываем на доске, регулируя их расположение. Большую часть нашего центра занимает гофра, поэтому располагаем её сбоку и прикручиваем с каждой стороны маленькими саморезами. Крепить нужно надежно, т.к. малыши первым делом пытаются все оторвать от основания. Диаметр трубки должен быть таким, чтобы в него свободно проваливался контейнер от шоколадного яйца.


Чтобы изготовить проволочный лабиринт с бегающими бусинами, подойдет любой кусочек толстой проволоки. В качестве бусин используем бобину от катушки с нитками. На неё наматываем разноцветные полоски самоклеящейся пленки, разрезаем на 4 части, нанизываем на проволоку.


Проволочку гнем, имитируя лабиринт. На её кончиках формируем петельки для крепления к доске.


Облака кроим из плотной белой ткани (нижняя часть) и органзы (верхняя часть). Сзади на каждую белую деталь облачка пришиваем контактную ленту липучки. Вторую часть клеим на небо.

Одно облачко наполняем вишневыми косточками, надежно сшив края, и обрезав по краю фигурными ножницами. По такому же принципу изготавливаем еще несколько облаков разного размера. Некоторые из них набиваем ватой, другие - обрезками органзы.


Крепим облака на доску.


Еще одним интересным элементом бизиборда будет книжечка с фотографией малыша или какой-нибудь яркой картинкой. Для её изготовления берем плотную ткань, например, дермантин. Вырезаем из него 4 одинаковых прямоугольника. На одной детали вырезаем окошко.


Кладем деталь лицом вниз, накладываем такой же прямоугольный кусочек плотной пленки (упаковка из-под крупы, прозрачная упаковочная пленка). Сшиваем две детали зигзагом, прокладывая строчку по самому контуру окошка. Таким же зигзагом обрабатываем верхнюю часть детали с рамкой и другой, которая будет подкладываться под рамку. Складываем две обработанные детали, так чтобы через пленку была видна лицевая сторона нижней детали. Прострачиваем зигзагом 2 стороны, кроме верхней грани и той, где будет крепиться обложка книжки.

Две остальные детали складываем изнанка к изнанке, прострачиваем их зигзагом. Оставляем не обработанной сторону, которая будет крепиться к части с фотографией. Чтобы дверца была более плотной, вырезаем по её размерам и вкладываем внутрь кусочек картона.


В рамку вкладываем желаемое фото. Складываем две основные детали и прострачиваем их вместе по левому краю. Книжку клеим на основу. Периодически фотографию в рамочке можно менять через верхнее отверстие.


Домик для девочки делаем из дверной петли и кусочка плотного картона или пластика. Приклеиваем дверцу к дверной петле, обклеиваем её со всех сторон самоклеящейся пленкой.


Вторую часть дверной петли прикручиваем к доске. На участке, прикрываемом закрытой дверцей, крепим фигурку девочки. Домик закрывается на щеколду.

На доске крепим еще черную тучку - выключатель от настольной лампы, почтовый замочек с ключиками. Чтобы ключики не потерялись, их также крепим саморезом. Тут же находится электронный дверной звонок на две клавиши. Если поставить батарейки, то ребенок сможет извлекать звуки. Нашла свое место и яркая деталь от детского ветряка, которую можно крутить.


Вырезанными из виниловых обоев цветочками, оформляем зеленую лужайку.

Когда бизиборд готов, определяемся с его размещением. Можно повесить его на стену, приделав петли. Но удобнее всего, будет разместить доску на специальной деревянной подставке. Для этого прикручиваем 2 треугольные детали к прямоугольной основе. Сам центр крепится к треугольным деталям, а для удобства транспортировки сверху прикручивается ещё и деревянная рейка. Эта планка также служит поручнем для ребенка.


Очень полезен для развития мелкой моторики рук пальчиковый театр. Кукол также можно пошить самостоятельно. Такой театр поможет весело провести время с ребенком и станет развлечением для всей семьи. Все, что ребенок может потрогать, покрутить, повертеть, сложить, разобрать будет способствовать его развитию. В целях безопасности все мелкие детали должны быть надежно закреплены, а материалы используются только натуральные и не травмоопасные.

Развивающие игры для интерактивного обучения ребенка, сделанные HANDMADE

Развивающие предметы играют огромную роль в процессе обучения и воспитания детей, помогают совершенствовать интеллект, расширяют воображение, способствуют получению новых видов информации в самой легкой и доступной для понимания форме. Игрушки, предназначенные для развития мелкой моторики у детей, сейчас многие родители стараются делать собственноручно, используя гипоаллергенные экологически чистые материалы, воплощая свою фантазию и получая от процесса море удовольствия вместе со своим любимым малышом.

Для отдельных периодов формирования личности у малыша существуют разные игры, но все они направлены на формирование основополагающих способностей и задатков, которые вскоре будут востребованы в процессе школьного обучения. В первый год жизни малыш учится познавать мир с помощью подвесных мобильных каруселей над кроваткой, затем начинает брать в руки яркие предметы, ему интересны кубики, он любит ползать по необычным коврикам.

В период с года до двух лет деятельность мышц пальцев активизируется — это время самого интенсивной активизации мелких мышц пальцев. Это период, когда родителям пора уделить ребенку максимум внимания, чтобы он вырос здоровым, умным и всесторонне развитым. Помощниками в этом процессе будет книжка с яркими аппликациями, логические кубики, мягкие пирамидки, овощи и фрукты из яркой ткани с крупами — наполнителями. Все это родители могут на досуге сделать вручную. В возрасте до пяти лет ребенку нужны занятия, развивающие логику, способствующие навыкам чтения и счета.



Малышу можно изготовить настоящую грядку из ткани с мягким наполнителем, где он с удовольствием будет сажать овощи, убирать урожай, а изготовленная самостоятельно книжка поможет выучить цифры и буквы. Свяжите своему любимцу на пальчики куклы и устройте настоящее сказочное представление или займитесь лепкой, устройте дома зоопарк и сочиняйте истории о его обитателях. В старшем дошкольном возрасте ребенку уже нужны серьезные игры, помогающие освоить счет, письмо и чтение, активизирующие интеллект и предлагающие потрудиться для решения задач. Родители уже могут к процессу создания игрушек привлекать своего кроху. Изготовление оригами и мотанок, вязание, вышивание, плетение гончарное искусство — все будет по плечу вашим талантливым и способным детям.

Моторика, внимание, речь и мышление малютки формируются во многом благодаря предметно — игровой деятельности. Он познает окружающий мир в основном руками, используя наглядно-действенный способ. Предметы игр, выполненные родителями с любовью и заботой о малыше, ускорят процессы его обучения и социализации, книжка, изготовленная вручную мамой или папой, будет стимулировать освоение науки счета и чтения. А совместно проведенное время за созданием игрушек своими руками и в процессе игры по развитию мелкой моторики приведет к великолепным практическим результатам — родители будут гордиться своим малышом.

Вместе с этим ищут и читают:

Видео:

Основные виды игрушек, влияющих на развитие мелких мышц рук у ребенка



Для того, чтобы правильно подобрать игрушку малышу, необходимо учитывать его возраст и склонности. Энтузиазм родителей, потративших драгоценное время и силы, на изделие handmade, может быть потрачен впустую, если они не обратят внимания на их функциональное назначение:

  • Сюжетные и образные развивающие игрушки играют важную роль в построении сюжетных линий, развивают эмоциональную сферу малыша и обучают коммуникативным навыкам. Для этого можно изготовить handmade куклы — мотанки, сделать мягкие фигурки зверей или птиц.
  • Матрешки, вкладыши развивают координацию движений, мелкую моторику и зрительное восприятие у детей. Такие игры можно предложить ребенку старше трех лет.
  • Очень эффективны сенсорно — двигательные игры. Яркий пример — пальчиковый кукольный театр. Персонажей для него можно изготовить самостоятельно, а к двигательным упражнениям добавлять ритмические стихотворные занятия. Такие игрушки благотворно влияют на мелкую моторику пальцев, позволяют развивать органы чувств, координируют речь и улучшают когнитивные навыки у детей.
  • Настольные игры, например, счетные палочки, домино из камешков или крестики — нолики из мягких сердечек, развивают реакцию у ребенка, мышление, учат построению логических цепочек. Играя настольные игры, дети получают коммуникативные навыки, активизируют мелкую моторику и улучшают речь. Уже после трех лет можно заниматься с детьми полезными настольными играми, которые можно соорудить из подручных материалов собственноручно.
  • Для маленьких детей от одного года можно изготовить специальные деревянные или поролоновые рамки с отверстиями для вкладышей из геометрических фигурок. Такие рамки позволяют развивать мелкую моторику, образное мышление, учат манипулированию предметами и улучшают прием и обработку зрительной информации.

Изготавливая своими руками забавные игрушки для активизации и развитию мелкой моторики, родители могут привлекать к этому процессу своего малютку. Вечером после напряженного дня будет полезно еще немного уделить внимания своему крохе, выбрать понравившийся лоскуток, добавить немного фантазии и соорудить из него уникальную забаву. Вовлеките его в творческий процесс, дайте ему возможность участвовать в создании шедевра (например, он может насыпать крупу в яркий мешочек, помочь его завязать и получить роскошную морковку). Творческий процесс стимулирует активность пальчиков, а мелкая моторика, в свою очередь, развивает интеллект, продуцирует речь и помогает установить эмоциональную взаимосвязь. Развивающая игрушка и интерактивная книжка — лучшие друзья дошкольника.

Видео:

Самые популярные игрушки handmade, влияющие на развитие детей



Игрушки для детей ручной работы стоят недешево. Ручной труд уникален, неповторим, очень моден и привлекателен. Если в семье есть маленький ребенок и лишние расходы неприемлемы для семейного бюджета, родители могут самостоятельно создавать шедевры, которые будут любимым развлечением их чада и потрясающим украшением детской комнаты. Самые полезные и практичные игрушки ручной работы, которые развивают мелкую моторику и влияют на общее формирование ребенка, могут быть изготовлены из подручных материалов в свободное время. Самые популярные игры, состоящие из предметов, выполненных handmade:

  • Из мягкой ткани, ярких лоскутков, пуговиц, резиночек своими руками может быть создана мягкая книжка из разворотов с аппликациями, которая прекрасно подходит к развитию мелкой моторики вашего малыша. Обложку можно сделать на пуговичке или шнуровке, стимулируя смекалку малыша и активизируя работу пальцев. Переворачивая мягкие, тактильно приятные тканевые страницы, разглядывая картинки — аппликации, кроха научится получать зрительную информацию и правильно ее интерпретировать, а книжка стане его лучшим другом.
  • Очень популярны и практичны для развития моторных функций сенсорные мешочки с крупой, которые очень просто сделать своими руками. Такие мешочки можно сделать из яркой ткани, разнообразной по фактуре — мягкой, пушистой, гладкой, скользкой. Это усилит интерес ребенка к объекту, включая основной орган раннего периода осязание. Наполнить мешочки можно крупами разной фактуры — фасоль, гречка, пшено, кукуруза. Малыш будет улавливать тактильную разницу между предметами, и учиться запоминать формы и размеры. Подросший малыш обязательно попробует предметы на вкус. А когда научится их трясти, будет слышать разнообразные звуки. Лучшей формой для мешочков, из опыта родителей, служат овощи. Карапуз в восторге от ярких помидоров, баклажанов, морковки, арбузных долек и прочих чудесных игрушек.
  • Интерактивные развивающие мягкие кубики очень популярны у детей в возрасте после года. Складывая яркие красочные стороны, собирая головоломку из цветов, пуговичек и рюшиков, малыш, активируя мелкие мышцы пальцев рук, развивает логическое мышление и учится обрабатывать зрительную информацию.
  • Очень просто сделать своими руками игру — шнуровку из ярких веревочек, предназначенную для развития у ребенка мелкой моторики рук, для усиления гибкости и подвижности пальцев. В период повсеместного использования «липучек» на детской обуви и одежде, многие забыли о практичной пользе процесса шнурования и его неоспоримой пользе в процессе роста малыша. Продевая яркие нити в кусок сыра из дерева или «пришивая» большие пуговицы веревочками на листе картона, начинают активно работать детские пальчики, делая важное дело в процессе общего развитии маленького организма.
  • Матрешки — вкладыши прекрасное пособие по развитию моторики у малышей, их просто изготовить своими руками и можно снабдить дополнительными застежками или пуговицами. Активность мелких мышц пальчиков детей при вкладывании изделий одно в другое развивает координацию движений, помогает собирать зрительную информацию и оформлять ее в логическую цепочку.
  • Ваш малыш начал сидеть или активно ползать — значит, пора своими руками делать интерактивный коврик, предназначенный для развития мелкой моторики рук вашего ребенка. Обычно коврик состоит из тематических участков и выполняется в стиле пэчворк. На каждом лоскуте расположена целая сказка о лисичках — сестричках, певчих птичках, зайчиках, серых волках. Может быть использован любой мотив или любые сюжеты — как вам подскажет ваша фантазия. Процесс ползания сам по себе доставляет умнику огромное удовольствие, а если он еще и будет двигаться среди ярких персонажей, щупать их и изучать, это будет восхитительно.

Интерактивные пособия, предназначенные для развития мелкой моторики и сделанные родителями своими руками, играют огромную роль в процессе формирования организма малыша. Улучшается эмоциональный фон в семье, в процессе изготовления и дальнейшей игры устанавливается тесная взаимосвязь между родителями и ребенком, активизации мелких мышц рук стимулирует когнитивные процессы, речь, эмоции. А взрослые могут руководить игровым процессом, помогать умнику и корректировать его действия. Активное участие в воспитании и развитии своего любимого карапуза, планомерные занятия по развитию мелких мышц рук ускорят его адаптацию в социум и научат правильно добывать полезную информацию.

Интерактивные игрушки handmade — способ раннего формирования моторики у детей



Развивающие игрушки — умные учителя, надежные помощники и заботливые воспитатели в одном лице. Они обеспечивают легкое, ненавязчивое воспитание и всестороннее развитие у ребенка. Игрушки, сделанные вручную, сейчас мега-популярны прежде всего из-за своей неоспоримой пользы, а также эстетической красоты и уникальности.

Родители, заботящиеся о всестороннем развитии своего любимого малыша и принимающие участие в их воспитании, должны попробовать себя в несложном рукоделии. Многие мамы еще в период беременности начинают готовиться к будущим интерактивным играм с ребенком. Не составляет особого труда изготовить своими руками мешочки, которые в будущем сыграют важную роль при развитии активных мышц пальцев малыша. Если мама рукодельница, то еще до появления ребенка детскую комнату может украсить интерактивная книжка, сделанная своими руками, которая будет незаменима для прогрессивного обучения малыша методом активации мелкой моторики.

Заботливые и любящие родители знают — то, что создано с любовью, обязательно будет полезно. А если это интерактивная игрушка, которая поможет им вырастить умников и умниц, то на ее создание не пожалеют ни сил, ни времени.

Поскольку проблема развития речи считается одной из наиболее важных и широко распространенных в последнее время, воспитатели и логопеды усиленно акцентируют на ней внимание родителей. Дело в том, что уже давно подтверждено с помощью различных исследований, что между развитием мозга и развитием рук существует очень тонкая и тесная связь, так что формирование речевых областей происходит по причине влияния кинестетических импульсов от пальцев рук.

Игрушки и игры для развития мелкой моторики чрезвычайно полезны, ведь с их помощью вы помогаете ребенку освоить и сформировать различные необходимые навыки. Но помимо этого, вы делаете косвенный вклад в развитие речи своего ребенка, его мышления, творческих способностей, памяти, координации движений и т. д.






Что выбрать для ребенка?

Развивающие игрушки для детей можно купить (благо, сегодня они представлены в продаже в самом большом разнообразии), или сделать своими руками. Среди таких поделок могут быть:

  • развивающие коврики или панно, на которых можно разместить любые задания и игры;
  • сенсорные подушечки или другие предметы;
  • шнуровки во всех ипостасях;
  • липучки, замочки, кнопки, пуговки, крышечки, прищепки;
  • развивающие книжки с множеством тактильных задач;
  • игрушки для развития мелкой моторики с водой, крупами, песком;
  • кукольный театр;
  • дидактические игры.

Все это можно творить и создавать в любом тематическом направлении, параллельно осваивая счет, буквы, цифры, цвета, геометрические фигуры, названия тех или иных предметов. Игрушка, сделанная своими руками, будет расти и видоизменяться по мере роста ребенка.

Приучайте малыша постепенно, начиная с раннего возраста. Сначала он попробует все детали и запчасти на зуб, поэтому позаботьтесь о безопасности и натуральности материалов. Но потом, потихоньку взрослея, ребенок начнет осваивать те или иные навыки: завязывать шнурочек, застегивать пуговки и замок и т. д. Даже такие простые умения пригодятся ему для самостоятельного обращения с одеждой. Не говоря о том, что тренировка мышц руки избавит вас от посещений логопеда и проблем с письмом в школе.

Не заставляйте и не ругайте ребенка, ведь для совершенствования мелкой моторики, а значит, и речи, необходимы положительные эмоции ‒ малыша и ваши.

Игрушки для развития своими руками

Наиболее простые, но весьма полезные вещи можно сделать из подручных материалов – быстро и просто.

Волшебный сундук (или любая другая ёмкость).

Возьмите коробочку или небольшой ящик, в котором одну стенку можно заменить на прозрачную. Заполните его предметами разной величины, фактуры и формы: маленькими мягкими игрушками, геометрическими фигурками, пластмассовыми муляжами овощей и фруктов, буквами, цифрами и т. д. Малыш будет перебирать сокровища в волшебном сундучке и угадывать на ощупь предмет. Его можно использовать и в качестве дидактической игры: искать предмет той формы или величины, что указано, описывать предметы на ощупь и прочее.


Сенсорные подушечки (их можно делать и в виде тканевых мешочков, разных игрушек, в любой форме).

Они делаются очень просто: в сшитую тканевую заготовку (можно прозрачную, а можно плотную) засыпаются всякие материалы: крупы (горох, фасоль, гречка, рис), бусины разной величины, монетки и т. д. Если ребенок маленький, то лучше зашить их плотно, а если постарше ‒ сокровища могут также перебираться, как и в случае с сундучком. Похоже делаются и «эмоциональные шарики»: слегка надув воздушный шарик, всыпьте в него мягкую крупу (манку, к примеру) и туго завяжите. Маркером можно разрисовать личика для шариков. Заодно сможете учить с ребенком различные эмоции: радость, грусть, удивление, восторг.


Еще одним полезным занятием для рук может стать просто перебирание любой крупы, но это занятие подойдет более старшим деткам. Чтобы игра стала дидактической, попробуйте соорудить какое-нибудь животное, например, поросенка из пластиковой бутылки. Его можно украсить вязанным чехлом или другой одежкой, а обвязав крышку, легко сделать пятачок. Еще четыре обвязанные крышки подойдут в качестве лапок, а хвостик можно связать из ниток. Детки будут приходить кормить поросенка (откручивая пятачок): подойдут желуди, каштаны, большая фасоль и т. д. На мелких крупах можно рисовать, пересыпать их, перебирать и складывать в отдельные ёмкости. Логопеды утверждают, что также хорошо играть с песком – песочная терапия отличная тренировка для рук.


Прекрасно развивают мелкую моторику различные шнуровки. Вариантов для шнурования есть очень много. Во-первых, это могут быть обычные бусины, пуговицы или другие небольшие предметы с дырочками, которые нужно нанизать на веревочку. Во-вторых, можно учиться завязывать кукле бантик или шнуровать ботиночек (пришить его в виде аппликации на панно, коврик или в книжку). В-третьих, шнуровку легко создать в качестве картинок или книжки. Основное панно (заготовку) сделайте из пластика или большого листа твердой бумаги. Дырочки в нем можно прокрутить с помощью ножниц или шила. Остальные предметы нарисуйте, приклейте или прикрепите леской. Для дидактической игры подберите под заготовки стишки, рассказы и т. д.


Подобные шнуровкам, можно сделать и тактильные игрушки для перебирания и перетягивания ленточек и шнурочков. Их выполнение бывает самым разнообразным: наиболее простой способ тренировки рук ‒ вытягивать ленточки (с двух сторон завяжите узелки) из обычной любой баночки (в крышке понадобится пробить шилом дырочки). Чуть сложнее вариант – это вшить в какую-нибудь тканевую заготовку или мягкую игрушку разноцветные и разнофактурные ленточки, лоскутки, шнурки с бусинами и т. д.


Мелкую моторику рук отлично тренируют даже простые прищепки. К тому же, с их использованием можно придумать массу дидактических игр. Сделайте простые заготовки из цветного фетра или плотной бумаги (под солнышко, ёжика, тучку, ёлочку, гусеницу и т. д.) и разыгрывайте с ребенком различные истории. Так малыш будет учиться составлять связные рассказы, придумывать сказки, фантазировать. Заодно можно изучать цвета и количественный счет. Подобные игры делают и со скрепками (пластмассовыми и цветными).


Очень полезно для мелкой моторики также застегивать и расстегивать пуговицы, липучки, кнопки и молнии. Весь ассортимент тренажеров для рук можно уместить на развивающий коврик или панно, также прекрасный вариант ‒ объёмная мягкая книжка, на каждой страничке которой малыша будут ждать всевозможные приключения и открытия. Содержимое этих игрушек зависит от вашей фантазии и рукоделия. Можно выбирать определенный сюжет: времена года, цифры, буквы, цвета, фигуры, а можно делать ассорти, когда ребенок параллельно будет изучать все вместе.


Собирать конструкцию книжки можно на гардинные кольца или ленту (понадобится прошить петельки в каждой страничке). Чтобы книга была мягкой, вложите слой синтепона в страницы. Для выпуклости отдельных элементов тоже подойдет наполнитель или синтепон. Детали можно проклеивать и пристрачивать к фону. Деткам очень нравятся передвижные элементы (используйте липучки, кнопки, веревочки), шуршащие элементы (вложите внутрь целлофан). С помощью ковриков, панно и книжек, созданных своими руками, можно не только прекрасно развивать сенсорные способности малыша, но и его фантазию, а также – обучать различным знаниям и навыкам.


Коврики и панно можно делать, как заготовочные декорации для кукольных театров ‒ лучше пальчиковых. Хотя и куклы на руку тоже будут хороши. Отлично смотрятся фигурки и декорация из фетра и даже из цветной бумаги. Даже с одной фетровой фигуркой можно придумать множество разнообразных дидактических игр и заданий (считать, учить цвета, форму, величину, ориентироваться в пространстве, замечать, что изменилось или «чего не стало», сочинять истории и т. д.).