Меню

Диагностика депрессии у подростков. Депрессии у подростков: проявление и лечение. Негативное влияние депрессии

Развитие ребенка

Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович

Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний»

Применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Цель: определение уровня депрессии.

Описание. Полное тестирование с обработкой занимает 20–50 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Опросник

Продолжение таблицы

Интерпретация данных. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД = ? пр. + ? обр. ,

где? пр. – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываням № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

Обр. – сумма цифр «обратных», зачеркнутыми высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16,17,18, 20.

Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму 1 балл и т. д. В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

автора Соломин Валерий Павлович

Методика «Шкала самооценки тревожности» Данный тест – надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Применяется для

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени депрессивного состояния.Инструкция. Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа, каждый из

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика диагностики психических состояний С помощью этой методики можно определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Применяется для обследования подростков и взрослых. Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

Приложение 2 Методика «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984) Инструкция: «Прочтите каждую из представленных ниже пар полярных утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному

автора Копытин Александр Иванович

4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе: Рисуночный тест Сильвер

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

4.3. Методы арт-терапевтической коррекции депрессивных состояний и агрессивности у детей и подростков При наличии в рисунках детей и подростков признаков депрессивного состояния и агрессивности применению методов арт-терапевтической профилактики и коррекции должно

Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

Критерии дифференциальной диагностики кризисов развития личности и пограничной психопатологии Практически все психотерапевтические направления можно условно разделить на две группы: представители первой уверены (нас интересует только практическая сторона вопроса)

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Шкала совестливости» Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла)."Шкала совестливости" предназначена для измерения

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Шкала: робость, стеснительность» Инструкция. Прочитайте утверждения вопросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии - знак «-».Текст опросника:1. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.2. В компании я

Из книги Техники психотерапии при ПТСР автора Дзеружинская Наталия Александровна

Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinical-Administered PTSD Scale – Caps) Пациент____________________Дата______________Интервьюер____________A. ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ____________________B. ПОСТОЯННО ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ(1) Повторяющиеся навязчивые воспоминания о событии,

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

3.5.3. Шкалы для диагностики депрессивных расстройств Для изучения психического состояния больных с депрессивными нарушениями разработаны многочисленные оценочные шкалы, позволяющие констатировать не только сам факт наличия депрессии, но и ее выраженность. При

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Измени свой биологический возраст. Back to 25 автора Лавриненко Семен Валерьевич

Приложение 2. Опросник Бека. Диагностика депрессивных состояний Несмотря на простоту выполнения, опросник Бека показал высокую клиническую эффективность при предварительных обследованиях.Инструкция: Перед вами находится опросник, содержащий 13 групп (А-Н) из 4-х

автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет

имени И.Н. Ульянова»

Факультет управления и психологии

Кафедра социальной и клинической психологии

Направление: 030300 – Психология

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Клиническая психология

на тему:

« Депрессивные состояния у подростка и их коррекция »

Выполнила:

cтудентка III курса группы ЗУП-17-11

заочной формы обучения

Васильева Ольга Семеновна

Проверил:

канд. мед. наук, доцент

Орлов Федор Витальевич

Допуск к защите: _______________

« _____» _______________20____г.

Регистрационный номер ______________

Чебоксары 2015


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ……………………………………………………5

1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности…………...5

1.2Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков…………………..………..……9

1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков……………………………..…….15

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ И СПОСОБОВ ИХ РЕГУЛЯЦИИ………………………………………………………………………..…….192.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков в СОШ №1 в пос. Урмары……………….. …… …………………………………….………………...19

2.2 Разработка программы коррекционной работы с депрессивными подростками………………………………………...…..……29

2.3Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками…………………………………………………………………..…..…….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………………...40

ЛИТЕРАТУРА…….………………………………………………………………………43

Введение
Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.

К началу третьего тысячелетия на одно из первых мест выходит проблема депрессивных расстройств. По этому поводу во всем мире ведутся обширные и интересные исследования. По данным Всемирной организации здравоохранения (2009 г.) депрессии подвержено от 35 до 40% всего населения земного шара.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка – один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия – депрессивные состояния.

Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно, проблема данного исследования состоит в изучении специфики депрессивных состояний у подростков и нахождение оптимальных способов их коррекции.

Объектом исследования выступают депрессивные состояния у подростков в СОШ №1 в пос. Урмары.

Предмет исследования – процесс коррекции депрессивных состояний у подростков .

Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.

Гипотеза: депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков и способствует профилактике возможной дезадаптации.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи :


  1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.

  2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте .

  3. Определить оптимальные приемы, методы, пути коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте.

  4. Разработать и апробировать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте.
База исследования: СОШ №1 пос.Урмары.

Испытуемые – 62 подростка, 8–9-ых классов.

Методы исследования:

1.Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросников CDI и СПА.


  1. Проведение индивидуальной стандартизированной беседы среди подростков с высокими показателями депрессии и дезадаптации.

  2. Применение теста Люшера, с целью уточнения психологического диагноза.

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
Депрессия – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние. Различаются функциональные состояния депрессии возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая депрессия, являющаяся одним из основных психиатрических синдромов. Использование в данной дипломной работе термина «депрессивное состояние» опирается на психологическую составляющую данного понятия. Термин «депрессивное состояние» относится к классу психических состояний, обладая необходимыми для этого психологическими характеристиками (психическое состояние – это понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статичного момента).

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие: 1) субъективное переживание отрицательного аффекта; 2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма. При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент – патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого – эмоциональные нарушения.

Депрессии всегда реализуются в неразрывном единстве психических и соматических изменений, имеющем определенную динамику на разных этапах развития депрессивных состояний. Более того, в ряде случаев сдвиги в соматической сфере организма могут опережать психопатологическую симптоматику или же выступать на первый план в клинической картине депрессии. С точки зрения психологии, соматические изменения и расстройства возникают вследствие психических нарушений, в том числе и вследствие депрессии. Депрессия как функциональное расстройство возникает в результате определенных психических изменений.

По мнению известного психотерапевта Покрасса Михаила Львовича, депрессия – это проявление и необходимый инструмент осознанной или неосознанной перестройки мотивационной системы ценностей – инструмент выбора, механизм самостроительства или саморазрушения. Депрессия возникает всякий раз, когда человек сталкивается с отсутствием условия, без которого для него невозможно удовлетворение его ценностей, сохранение целости «Я» или самой жизни, невозможно осуществление важной для него активности.

Депрессия, по мнению американского психотерапевта Ш. Трикетт, часто является следствием тревоги. В состоянии тревоги действия человека ускоряются, а при депрессии – наоборот, замедляются. Депрессия выступает вынужденным отдыхом организма после тревоги.

Ш. Трикетт подчеркивает, что депрессивное состояние в большей или меньшей степени действует на всего человека, перестраивает всю его структуру – начиная от мыслей, заканчивая его поведением. Хотя эти изменения могут происходить постепенно, депрессивный человек отличается от того, каким он был до начала депрессии. Возможно даже, что он становится собственной противоположностью.

Наиболее очевидный и типичный признак депрессии – тоскливое настроение, а также переживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состоянии депрессии может плакать, даже тогда, когда казалось бы нет очевидного повода или, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях. Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являются симптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположение духа – не просто печаль, это мучительная душевная боль. Однако печаль отмечают у себя не все страдающие депрессией. У детей и подростков состояние депрессии проявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодые люди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорят они главным образом о собственном «уродстве», «глупости», о своей «бесполезности». Иные взрослые в состоянии депрессии также бывают совсем не печальны, а брюзгливы, ворчливы и даже гневливы и враждебны. Пожилые же чаще жалуются не на подавленное настроение, а на неприятные физические ощущения и боли.

Курпатов А.В. считает, что в депрессии многие замыкаются в себе, отгораживаются от других. Характерно, что человек в состоянии депрессии имеет весьма негативный взгляд на самого себя. Он убежден в собственной беспомощности и полном одиночестве на белом свете. Обвиняет себя за самые тривиальные погрешности и недостатки. Для депрессивных людей характерен пессимистичный взгляд на себя, мир, собственное будущее. Депрессивный человек теряет интерес к тому, что происходит вокруг, и зачастую не получает удовольствия от тех занятий, которые обычно его радовали. Он часто испытывает трудности в принятии, а также в выполнении уже принятых решений.

По мнению Ковалева Е.В., во время депрессии преобладают устойчиво-негативные, безнадежные мысли о будущем и настоящем. Они могут быть смешаны с раздумьями о смерти и самоубийстве. Человек в депрессии чувствует себя одиноким, неполноценным, безнадежным и бесполезным: он пессимистично настроен по отношению почти ко всему. До 80% всех депрессий протекают с суицидальными тенденциями (мысли о самоубийстве и попытки свести счеты с жизнью).

Кроме того, по мнению Ш. Трикетт, человек в депрессии может испытывать трудности с сосредоточением, вниманием, памятью и принятием решений. Поэтому у людей старшего возраста потеря ориентации, возникающая вследствие депрессии, может быть ошибочно принята за старческое слабоумие и помешательство. И как самое крайнее проявление, возможна непоследовательность и хаотичность мыслей.

Чрезмерная тревога и ужас перед настоящими событиями также могут сопровождать депрессию: согласно исследованиям, более 60 процентов людей, страдающих депрессией, чувствуют сильную тревогу; у них может нарушиться обычный аппетит и сон. Большинство теряет вес, но некоторые в результате своей болезни начинают есть еще больше, а бывает, то объедаются, то вообще ничего не едят. Сон и усталость также являются основными проблемами. Люди, страдающие депрессией, могут рано просыпаться, иногда не могут заснуть вообще или спят намного больше, чем обычно. Даже если они спят, то сон их, как правило, беспокойный, без сновидений, им трудно заснуть или их мучают кошмары, наполненные образами смерти, разрушения и тьмы. Следовательно, сон мало облегчает их всепоглощающее чувство усталости и у них наступает истощение.

Апатичность и неспособность закончить работу, а также трудности, возникающие при чтении и изучении, – все это симптомы депрессии. М. Голант отмечает, что при депрессии «…каждый вздох может сопровождаться глубокими стонами. Некоторые люди постоянно заливаются слезами или просто находятся на грани потери самообладания, плача по каждому малейшему поводу. Одни сутулятся и еле волочат ноги, другие, наоборот, возбуждены и нервозны. Некоторые, страдающие депрессией, способны функционировать, несмотря на свой недуг, тогда как другие не способны даже выполнять простые повседневные дела, например, одеться, приготовить еду или поесть, помыться или пойти на работу» . Все эти симптомы взаимодействуют друг с другом и накладываются друг на друга, а не действуют в одиночку. Один симптом может приводить к другому, и в итоге человек начинает «скатываться вниз». Справиться с этим в одиночку сложно , помощь специалиста способна помочь человеку в этой ситуации.

Специалистов интересовали не только проявления депрессии, но и ее причины, среди которых А. Лоуэн выделяет такую как преследование нереальных целей. Основными человеческими потребностями, кроме физиологических, являются любовь, самовыражение и свобода.

Преследуя наши иллюзии, мы ставим перед собой нереальные цели, то есть те цеди, достижение которых, по нашему убеждению, сделает нас свободными, и восстановит наше право на самовыражение. и даст нам способность любить. Причем нереальными являются не сами цели, а вознаграждения, которые должны последовать после их достижения. Среди целей, которые многие преследуют, можно выделить следующие: богатство, успех и слава. Никакое количество денег не может обеспечить внутреннего удовлетворения, которое само по себе делает жизнь радостной и ценной. В большинстве случаев стремление приобрести богатство отклоняет энергию от деятельности более творческой, более самовыразительной и ведет к обнищанию духа.

Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дни, потому что мы живем в нереальности, и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будет до тех пор подвержен депрессии, пока будет искать источники для самореализации вне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества, которыми обладают его соседи, станет более важным, будет в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может горько разочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.

Итак, при депрессии страдают практически все сферы – эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно – в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость – различные формы досуга. Пропадет чувство удовлетворения в результате такой деятельности.

1. 2 Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
Биологические изменения в процессе полового созревания, равно как и социальные перемены, связанные с переходом из начальной школы в средние и старшие классы, – все это требует громадных усилий для психологического приспособления у подростков.

Ученые считают, что вероятность возникновения у подростков депрессии повышают следующие факторы :


  • Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения).

  • Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессии, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).

  • Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).

  • Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию).

  • Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).

  • Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессии и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).
У подростков естественной частью процесса развития являются ролевые переходы. Ролевой переход определяется как проблема в адаптации к жизненным умениям, требующим исполнения новой роли. Изменение роли сопровождает переходы из одной стадии жизни в другую: из детства в период полового созревания, из средней школы в колледж , от роли незамужней девушки к роли жены и т.д.

Для подростков ролевые переходы являются естественной частью процесса их развития (окончание школы, планирование работы или карьеры, романтические отношения). Эти изменения воспринимаются как традиционные, и с ними обычно успешно справляются. Проблемы обычно возникают, если родители не могут принять изменений, сопутствующих переходу (например, желание подростка больше времени проводить с друзьями и меньше – с семьей), или когда подросток не может сам справиться с изменениями. Однако ролевые переходы также могут быть навязаны подростку в результате непредвиденных обстоятельств, как, например, болезнь родителя. Способность подростка справляться с непредвиденными обстоятельствами зависит от предшествующего психологического развития и социальной поддержки в настоящий момент.

Э. Эриксон описал изменения и основные задачи, связанные со стадиями развития подростка и взрослого человека. Естественные для подростка переходы таковы:

1. переход в период полового созревания,

2. сдвиг от групповых отношений к парным,

3. начало сексуальных отношений и проявление желаний,

4. отделение от родителей и семьи для достижения независимости,

5. стремление найти работу, чтобы обеспечивать себя финансами,

6. принятие на себя ответственности за свое будущее, планирование карьеры.

Проблемы, возникающие во время этих переходов, связаны с понижением самооценки, неспособностью оправдать ожидания свои и семьи, растущим давлением и ответственностью, давлением ровесников, направленным поведением, соответствующее группе, неспособностью уйти от зависимости от семьи из-за недостаточной уверенности в себе или нежелания семьи отделяться. Подростки, впадающие в депрессию в последние годы учебы в средней школе, обычно обеспокоены растущим давлением и ответственностью за принятие решений о своем будущем.

Депрессия может привести к искажению восприятия подростком и нормального ролевого перехода. Подросток в таком случае начинает воспринимать свой переход как потерю или неудачу. Подросток может почувствовать неспособность исполнять новую роль или недовольство ограничениями в ней. Депрессия может усугубить проблему и привести к появлению у подростка постоянного чувства безнадежности, к неспособности приспособиться к новой роли или найти способ изменить ее так, чтобы она лучше соответствовала потребностям подростка. В результате переход влияет на понижение самооценки и появление ощущения неудачи вследствие неспособности успешно исполнять новую роль. Таким образом, проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии.

Неспособность вжиться в новую роль из-за неодобрения родителей или внешних обстоятельств может также привести подростка к депрессии.

В отечественной психологии и педагогике традиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии подростка (работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной). С первых же дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Установлено, что такие распространенные явления, как дисгармоничные виды семейного воспитания, служат фактором высокого риска разнообразных нарушений общего психического и особенно личностного развития. Показана ведущая роль семейного неблагополучия и неправильного воспитания в формировании неврозов у подростков.

В своем труде по психогенным расстройствам у детей и подростков А. Дюрсен высказывает мнение, что в подростковом возрасте возможно развитие достаточно глубоких депрессивных расстройств, которые подчас мало, чем отличаются от таковых у взрослых. Причиной их развития автор называл, прежде всего, неправильное поведение родителей.

Как показывают многочисленные исследования, депрессивные подростки чаще выходят из семей с высоким уровнем психопатологий или же из неблагополучных семей того или иного вида. Существует множество возможных механизмов, которые могли бы объяснить такую связь. Это и генетические процессы , и экспозиция семейного нарушения, и моделирование негативных родительских стилей и т.д. Генетическую теорию поддерживают факты, свидетельствующие о том, что подростки депрессивных родителей имеют тенденцию показывать те же самые психические нарушения, что и у их родителей.

Некоторые исследователи отмечают, что организация структуры семьи помогают эффективно преодолевать или переживать проблемы. В семьях, неблагополучных в отношении межличностных взаимодействий, движение подростка к независимости рассматривается как уход от родителей, что еще более усугубляет отношения в семье, ведет к развитию депрессии. В семьях, где принято избегать внешних взаимодействий, и где устанавливаются сверхлояльные отношения друг к другу, развитие подростковых депрессивных синдромов может быть следствием мифа семейного единства. Депрессивные симптомы могут также появляться вследствие того, что подросток зеркально отражает симптомы родителей, или потому, что подростки в таких семьях часто социально изолированы и одиноки. В этом отношении важно заметить, что двунаправленный эффект также очень вероятен. Например, у депрессивных матерей могут быть трудно управляемые дети, что, в конечном счете, ведет к увеличению депрессии у самих материй, или дети могут действовать таким образом, что провоцируют возникновение тех же проблем и неудач, которые привели к депрессии их матерей. Обнаруженное в одном исследовании тесное временное отношение между материнской и детской депрессией поддерживает идею общих факторов риска. Выявлена связь депрессивных симптомов с количеством конфликтов между подростками и родителями.

Ролевые споры в семье могут возникать, когда родители ожидают, что подросток будет полностью раскрывать им свои чувства и в подробностях рассказывать о своей жизни, в то время как подросток чувствует потребность отделиться от родителей и раскрывает чувства друзьям, а не в семье. Один из особенно частых межличностных споров, который возникает между подростком и родителями, это конфликт между консервативным родителем и подростком, который старается вести себя сообразно взглядам своего поколения. Межличностные ролевые споры становиться проблемой, если депрессивный эпизод подростка связан с подобным конфликтом. Типом спора, который, вероятнее всего, приведет к депрессивному эпизоду, является тот, в котором подросток чувствует свою беспомощность в разрешении конфликта, и спор в отношениях предполагает повторяться, способствуя развитию у подростка этого чувства. Так как подросток чувствует себя непонятым и теряет надежду на взаимное общение, его самооценка падает, что отражается на социальном отстранении.

Развод родителей отражается на спектре отношений в семье. Для детей и подростков самая острая реакция на расставание родителей проявляется в течение первых 6 месяцев или года после развода (Уоллерстейн и Келли, 1980). Первые несколько лет после развода дети в разведенных семьях, независимо от уровня конфликта, проявляют антисоциальное поведение и импульсивное, агрессию, неуступчивость, зависимость, раздражительность. Они испытывают больше трудностей в социальных отношениях, больше проблем в школе. Развод родителей может привести к возникновению у подростка депрессивных состояний. При разводе родителей подростку часто приходиться приспосабливаться к другому типу отношений с ними, особенно с тем из них, кто не является опекуном. Часто родители, которые периодически общается с подростком, считают, что имеют законное право вмешиваться в занятия своих детей и устанавливать для них правила, даже если находиться далеко. Дети, однако, чувствуют что, если родителя нет, он не имеет права вносить ограничения в их жизнь. Раздражение и злость на родителя, появляющаяся в таких ситуациях, могут также привести к подростковой депрессии и чувству самобеспомощности в создании более продуктивных отношений с родителями. Также часто подросток считает, что он может сохранить отношения родителей, приложить максимум усилий, чтобы они остались вместе, но достигнув желаемого результата, переоценив свои возможности, у подростка приходит разочарование появляются мысли о собственной несостоятельности. Он начинает самоуничижаться, снижается самооценка, а вслед за ней наступает депрессия.

Следует обратить внимание на подростка в системе школьного обучения, на школьную успеваемость, на взаимоотношения с учителями и сверстниками, т. к. депрессивное состояние у подростков накладывает отпечаток и на эту систему взаимоотношений. С другой стороны, отношения с учителями и сверстниками могут спровоцировать появление данных состояний. Нередко депрессивные состояния у подростков дисфонически окрашены, что может порождать конфликты с учителями и детьми, грубые нарушения дисциплины. Попытки административного воздействия при нарушениях поведения и неуспеваемости только усугубляет состояние депрессивного ребенка, создавая непреодолимые трудности в обучении.

Депрессии у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто прогуливают школу.

Некоторыми авторами выявлены половые различия, связанные со школьными проблемами и депрессии у детей. Д.А. Коул, исследуя выборку подростков, обнаружил, что, хотя учителя оценивают девочек как более академически компетентных, чем мальчики, самооценка у девочек не выше, чем самооценка у мальчиков. По сравнению с учительской оценкой девочки были склонны недооценивать свою академическую компетентность, в то время как мальчики имели тенденцию переоценивать ее. Тенденция недооценивать академическую компетентность была значимо связана с самоотчетом по депрессивному опроснику. Д.А. Коул связал свои находки с результатами другого исследования, показавшими, что мальчики стремились связывать академические неудачи с недостатком усилий, а девочки – с недостатком способностей. Следствие из этого автор видит то, что девочки имели набор когнитивных обоснований, который предполагал их к депрессии. Однако нет уверенности в установлении причинности: возможно, депрессия ведет к недооценке академических возможностей. С точки зрения Д.А. Коула, этот факт требует дальнейшего исследования.

Многие исследования показали, что депрессия у подростков ассоциируется с их неудачами в различных типах межперсональных отношений. Депрессия у подростков связана с затруднением в установлении дружеских.

Стрессогенные жизненные события являются одной из самых распространенных причин депрессивных состояний у подростков.

Взаимоотношения между стрессовыми ситуациями, реакцией нашего организма на жизненные трудности и депрессивным расстройством выглядят довольно сложно. В некоторых исследованиях было показано, что депрессивная молодежь переживала негативные события за год до возникновения депрессивного эпизода. Сильное эмоциональное напряжение может быть вызвано и позитивными событиями, такими, как получение новой хорошей работы или получение премии. Довольно многие из числа тех, кто переживает депрессию, указывают на предшествовавшее заболеванию событие или напряженную ситуацию, которые, возможно, и спровоцировали возникновение болезни. И все же далеко не ясно, вызывают ли депрессию тяжелые события сами по себе. Ведь всем в жизни рано или поздно приходится сталкиваться с болезненными переменами и поворотами судьбы. И у большинства депрессивного расстройства все же не возникает. В то же время оно порой развивается и тогда, когда все в жизни идет нормально, а в некоторых случаях даже вслед за явно положительными переменами: после ухода из неблагоприятной обстановки в более доброжелательную.

Изучая влияние стрессовых ситуаций на возникновение депрессии, ученые пришли к выводу, что у людей, подвергающихся повторным стрессам, постепенно развиваться чувство беспомощности. Особенности если они не имеют возможности контролировать стрессовую ситуацию. Такая приобретенная беспомощность, как полагают, может вести к депрессии. У людей приобретенная беспомощность принимает форму негативного и пессимистического убеждения относительно своей способности справляться с повседневными задачами в жизни, что основано у них на пережитых стрессовых ситуациях и неудачах в прошлом. Когда люди видят причины своих неудач за пределами их контроля, возможности развития депрессии увеличиваются.

Люди по-разному реагируют на критическую ситуацию; у одного человека она может вызвать душевное опустошение, у другого – нет.

Психотравмирующие события могут сказываться и на процессе выздоровления при депрессивном расстройстве. Чем труднее складывается у подростка жизнь, тем дольше он будет выздоравливать. Если депрессия началась на почве развода родителей, то тормозить выздоровление могут последующие события в цепи бракоразводного процесса родителей. С другой стороны, скорейшему выздоровлению будут способствовать события, которые делают развод менее болезненным для подростков.

Итак, по мнению большинства ученых (Коул Д.А., Антропов Ю.Ф., Подольский А.И.), депрессия как психоэмоциональное состояние возникает у подростков, в большинстве случаев, вследствие, экзогенных факторов.


1. 3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков

эмоциональный коррекция депрессия подросток

Трудности дифференциальной диагностики депрессивных явлений привели к осознанию специалистами необходимости учета психологических аспектов возникновения и развития данных явлений у подростков. На основании имеющихся в литературе данных можно выделить ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения, путей ее коррекции и стабилизации. Это – психоаналитический, когнитивно-поведенческий, поведенческий, а также семейная и групповая психокоррекция. Целью видов помощи, основанных на этих подходах, является снятие психологических симптомов и улучшения состояния пациента. Методы включают психологические вмешательства, целью которых является изменение поведения, мыслей или отношения пациентов, которые, предположительно, являются основными причинами проблем. Краткосрочной целью является облегчение страданий подростка. Долгосрочной целью коррекции является ограничение функционального ухудшения, произошедшего из-за проявления симптомов (например, слабых межличностных отношений, семейного конфликта, отказа ходить в школу), и предотвращение хронического характера и возвратности депрессивных эпизодов.

Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков.

Когнитивная модель депрессии основывается на том положении, что ведущие симптомы депрессии, такие как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения познавательных процессов. Выделяется комплекс когнитивных нарушений, ставший классическим: негативное видение окружающего мира и жизненных событий, отрицательное представление о себе и негативная оценка будущего, так называемая когнитивная депрессивная триада. По данным А. Бек, когнитивные искажения при депрессии оказывают влияние на переработку информации. При этом отмечается, что депрессивные подростки делают необоснованные выводы, игнорируют прошлый опыт, преувеличивая свою вину и преуменьшая свои силы и достижения, что способствует созданию и закреплению негативных образов своего «Я». Основным в когнитивной теории депрессии считается положение о том, что самоотчеты пациентов представляют скорее отражение их негативных установок, чем действительное положение вещей, т.е. реалистичность самокритики депрессивных пациентов, оказывается обманчивой, а проблемы человека в значительной степени проистекают из определенных искаженных представлений о реальности, базирующихся на ошибочных предпосылках.

Определяющая характеристика когнитивной коррекции в том, что она является прямым, структурированным, часто краткосрочным видом. Основная мыслительная конструкция такова – познавательные способности человека обуславливают его чувства.

На занятиях психолог помогает подростку выявлять у себя негативные мысли и давать реальную оценку положению вещей, психолог руководит подростком в прокладывании новых путей мышления, в отработке и закреплении новых форм реагирования на факты и события. Такое обучение своего клиента большинство когнитивных психологов и рассматривают как коррекционную программу. Курс когнитивной коррекции длится, как правило, не долго, он состоит всего из 12 – 16 занятий. Однако в случае длительно протекающих форм депрессии лечение может растянутся от 6 месяцев до 2 лет.

По исследованиям ученых, когнитивная психотерапия помогает примерно 50 процентам подростков.

Поведенческий подход к пониманию депрессии.

Задача поведенческой психокоррекции, которую еще называют психологическим усовершенствованием поведения, – помогать клиентам видоизменять те действия и поступки, которые обостряют тяжесть течения депрессивных переживаний. По мнению поведенческих психологов, психотерапевтов, депрессивное состояние возникает тогда, когда от клиента требуется слишком много, а вознаграждение за это – несоразмерно мало. В работе с подростками психолог для подкрепления положительных эмоций будет использовать принцип адекватного вознаграждения. Например, клиент – честолюбивый ученик, но в учебе идет позади тех, кто способнее его, и это служит основой его переживаний, приводящих к депрессии. Задача поведенческого психолога – научить его держаться уверенно и быть довольным своими результатами.

При некоторых методах психокоррекционной работы психолог на занятиях с клиентом в основном слушает, а не говорит. В отличие от этого, поведенческий психолог выполняет более активную роль. Он строит для клиента индивидуальный коррекционный план и работает по нему с учетом конкретного депрессивного состояния и того, чем оно вызвано.

Психоаналитическая теория депрессии .

Психоаналитическая коррекция основывается на концепции, что на чувства и поведение человека сильное влияние оказывают прошлый опыт и подсознательные желания и страхи. Согласно этой теории, многие психические заболевания могут быть излечены путем изменения взглядов больного на самого себя и на работу своего собственного сознания и эмоций. Этот вид работы очень привлекает пациентов, хотя и требует большего времени, чем другие. Психоаналитическая коррекция не просто снимает симптомы расстройства, она ставит своей задачей изменить личность, характер человека, помочь ему научиться доверять другим, строить близкие отношения с людьми, лучше справляться с трудностями, потерями и не лишать себя при этом широкого спектра эмоций.

Согласно психоаналитической теории, причиной депрессии может стать конфликт между подсознательными и сознательными мыслями, убеждениями и желаниями человека. Чтобы извлечь на свет подавленные конфликты подростка, психоаналитик может воспользоваться одним из методов психоанализа: свободные ассоциации, перенос, анализ сновидений и т.д.

Недостатки психоаналитической коррекции заключаются в том, что она дорогостоящая и может занимать несколько лет. Процесс обследования затрагивает нередко болезненные и глубоко личные переживания клиента. Это на какое-то время делает пациента тревожным и расстроенным.

Межличностный подход к психотерапии и психокоррекции депрессивных состояний.

Межличностная психокоррекция – это метод, который ставит своей задачей изменить человеческие взаимоотношения, вносящие свою долю в причины депрессивных переживаний подростков. Согласно теории, разработанной психиатром Джеральдом Клеманом и психологом Мирной Вейсман, такие болезненные переживания вытекают из трудностей в личных взаимоотношениях людей.

Межличностный психолог пытается улучшить представления больного о себе самом и его способностях к общению, что в свою очередь должно оздоровить его отношения с людьми. На занятиях клиент узнает свои возможности строить и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, справляться с новыми задачами , бедой и горем, требующими длительного напряжения. С помощью специальных приемов подросток определяет вместе с психологом круг его проблем во взаимоотношениях с людьми и старается улучшить соответствующие способности.

Семейная психокоррекция депрессивных состояний.

Задача семейной психокоррекции – ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи, сложности в родственных отношениях или в общении приводят к появлению определенного типа пациентов, у которых семейные проблемы выливаются в депрессию. Таким образом, терапевт рассматривает подростковую депрессию, обращаясь к патологии в семейной системе. Семейная коррекция обычно является кратким, ориентированным на действия подходом, цель которого состоит в снятии симптомов через изменение поведения членов семьи.

Групповая психокоррекция депрессивных состояний.

Одной из основных целей групповой психокоррекции для решения почти любой психической проблемы является создание подростком условий для установления контакта с ровесниками, у которых возникают такие же трудности и которые могут поддержать друг друга и вместе практиковаться в новых навыках в установлении межличностных отношений.

Цели групповой психокоррекции могут включать:


  • предоставление человеку возможности осознать, что его потребности похожи на потребности других людей,

  • выработку альтернативных решений определенных конфликтов,

  • обучение более эффективным социальным навыкам,

  • повышение осведомленности о потребностях и чувствах других людей
В ходе рассмотрения литературы по данной тематике были сделаны следующие выводы. Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение. Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п.

Диагностика депрессивности по методике Бека позволяет при помощи проведения опроса выяснить, что преобладает у подростка депрессивность, как акцентуация характера или депрессия, как патологический психический процесс.

Опросник содержит 13 вариантов вопросов , по четыре вопроса в каждом (только восьмой вопрос содержит три варианта ответа). Подростку предлагается ответить, выбрав наиболее подходящий вариант на все 13 вопросов. Варианты ответов адаптированы для подросткового возраста. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты. Под обш. ред. А.А. Реана. - М.: АСТ, 2007. - 128 с.

После, при обработке опросников за каждый ответ ставятся баллы : за каждый ответ А насчитывается 0 баллов, ответ Б -- 1 балл, В -- 2 балла, Г -- 3 балла. После подсчитывается суммарный балл. Если он не превышает 10, то у ребенка нет склонности к депрессиям , если от 10 до 19, то возможно имеет место депрессивность . Если же он от 19 до 24 баллов, то подросток возможно страдает от начинающейся депрессии . Если же он превышает 24 балла, то ребенка необходимо андтидепрессивная терапия , так как он страдает от средне или сильновыраженной депрессии.

Перед началом диагностики депрессивности подростков по методу Бека всем подростка раздают бланки-опросники и объясняют, как их нужно заполнять. Когда группа исследуемых детей готова, они приступают по команде к заполнению опросника (приложение 1). На заполнение отводится 40 минут. Если кто-то из тестируемых заканчивает заполнение ранние, ему позволяют тихо удалиться из аудитории.

Пример подсчета баллов приведен в заполненном опроснике Андрея Авдеева (приложение 2).

Шкала депрессии Бэка (BDI) позволяет выявить не только депрессивность и степень депрессии у подростков, но также исследовать когнитивно-аффективные и соматические проявления депрессии . Познавательно-аффективную, то есть интеллектуально-эмоциональную сферу детей характеризуют утверждения под номерами 1-5, 7, 9, 11, 13. Соматические проявления можно определить по утверждениям 6, 8, 10 и 12.

После прохождения диагностики депрессивности по методике Бека, подростки проходят дифференциальную диагностику депрессивных состояний по методике В.А. Жмурова . Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика, Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2004. - 672 с. Методика адаптированная для подростков, представляет собой, подобно предыдущей, тест-опросник, состоящий из 39 утверждений (приложение 3) с четырьмя вариантами ответов. Эти утверждения определяют наличие и степень депрессивного состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Также дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на момент тестирования и отличить депрессивность от депрессии. Каждое утверждение оценивается по 3-балльной шкале. При этом ответы, обозначенные буквой а - получают 0 баллов, буквой b - 1 балл, с - 2 балла, d - 3 балла. Чем больше, количество баллов, тем соответственно сильнее выражено депрессивное состояние:

1-9 - депрессии нет;

10-24 - имеет место депрессивная акцентуация характера;

25-44 - начальная степень депрессии;

45-67 - средняя степень депрессии;

68-87 - значительная депрессия;

88 и более - депрессия, требующая экстренной терапии.

Пример подсчета баллов приведен в анкете того же Андрея Авдеева (приложение 4)

Обе методики во многом сходны, поэтому первая применяется как формирующий эксперимент, а вторая как контролирующий. После проведения обоих опросов и подсчета баллов по каждой анкете составляются сводные ведомость по всей группе исследуемых подростков с двигательными тиками (приложения 5). Схожая сводная ведомость предусмотрена и для детей здоровых (приложение 6).

Методика Жмурова позволяет также рассматривать отдельно познавательные и соматические проявления депрессии , так как нахождения одного только общего бала бывает недостаточно для классификации депрессивного состояния и понимания его природы. Подольский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

8 -11 КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ АГРАРНО - ПРОМЫШЛЕННОГО ТЕХНИКУМА

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

_______________________________________________________

Секция 1

Предметы гуманитарного цикла

Подсекция 3. Педагогика и психология

ТЕМА:

Депрессивные состояния

в период кризиса подросткового возраста.

Исследовательский проект

Филимонова Мария Викторовна,

обучающаяся 10 «С» класса

Научный руководитель:

Федосеева Алина Агляметдиновна,

педагог-психолог

Образовательное учреждение:

Филиал МБОУ Уваровщинской сош

в с.Соколово Кирсановского района

c . Соколово

2015 год

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………3

I. Теоретическая глава……………………………………………………………… 5 - 14

1.1.Депрессия как эмоциональное состояние личности…………………………… 5 -7

1.2.Особенности проявления депрессивных состояний у подростков…………… 7 - 9

1.3.Симптомы депрессии у подростков……………………………………………… 9 - 10

1.4. Причины подростковой депрессии………………………………………………10 - 12

1.5.Диагностика, коррекция и профилактика депрессивных состояний………… 12 - 14

II. Практическая глава……………………………………………………………… 15 - 17

2.1.Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросника CDI.

2.2. Проведение дополнительного анкетирования и онлайн тестирования по методике

Люшера среди подростков с высокими показателями депрессии.

Заключение …………………………………………………………………………………19

Список литературы ……………………………………………………………………… 20

Приложения …………………………………………………………………………… 21 -29

Введение

Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия - депрессивные состояния. В 60-70 г. г. ХХ столетия подростковая депрессивность упоминалась лишь зарубежными исследователями и только в клиническом смысле (Эйслер, 1958г., Оффер, 1969г., Раттер, 1976г., Ковакс, 1984г). В 90-е г. г. ХХ века и в начале ХХI века произошли серьезные изменения в исследовании депрессии у подростков. В зарубежной и отечественной науке наблюдается значительный рост интереса к этой проблеме со стороны психологии - общей, педагогической, возрастной. Появились фундаментальные теоретические труды, крупномасштабные исследования (Коул, 1991г., Ратерсон и Капалди, 1990г., Ковакс, 1992г., Хейманс, Подольский, 1996г) Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко (5-6%), но эти состояния опасны по своим последствиям; они осложняют процесс взросления и могут приводит подростков к дезадаптации.

Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно, проблема данного исследования состоит в изучении специфики и коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и а так же их профилактики.

Объектом моего исследования является подросток.

Предмет исследования : депрессивные состояния в период кризиса подросткового возраста.

Цель: изучить симптомы, последствия и пути профилактики депрессивных состояний подростков.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу : предполагаем, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков

Задачи:

изучить литературу и Интернет-источники по теме;

провести анкетирование среди подростков;

проанализировать материалы теоретического и практического исследования;

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, наблюдение, тестирование, регистрация, ранжирование.

I. Теоретическая глава:

2.1. Депрессия как эмоциональное состояние личности

Ч то же такое депрессия? Из литературы и Интернет-источниковя узнала, что депрессия (от лат. depressio – подавление) -это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления. Депрессия - это утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие:

1) субъективное переживание отрицательного аффекта;

2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма. При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент - патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого - эмоциональные нарушения.

Наиболее очевидный и типичный признак депрессии - тоскливое настроение, а также переживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состоянии депрессии может плакать, даже тогда, когда казалось бы нет очевидного повода или, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях. Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являются симптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположение духа - не просто печаль, это мучительная душевная боль. Однако печаль отмечают у себя не все страдающие депрессией. У детей и подростков состояние депрессии проявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодые люди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорят они главным образом о собственном "уродстве", "глупости", о своей "бесполезности". Иные взрослые в состоянии депрессии также бывают совсем не печальны, а брюзгливы, ворчливы и даже гневливы и враждебны. Пожилые же чаще жалуются не на подавленное настроение, а на неприятные физические ощущения и боли.

Курпатов А.В. считает, что в депрессии многие замыкаются в себе, отгораживаются от других. Характерно, что человек в состоянии депрессии имеет весьма негативный взгляд на самого себя. Он убежден в собственной беспомощности и полном одиночестве на белом свете. Обвиняет себя за самые тривиальные погрешности и недостатки. Для депрессивных людей характерен пессимистичный взгляд на себя, мир, собственное будущее. Депрессивный человек теряет интерес к тому, что происходит вокруг, и зачастую не получает удовольствия от тех занятий, которые обычно его радовали. Он часто испытывает трудности в принятии, а также в выполнении уже принятых решений.

Чрезмерная тревога и ужас перед настоящими событиями также могут сопровождать депрессию: согласно исследованиям, более 60 процентов людей, страдающих депрессией, чувствуют сильную тревогу; у них может нарушиться обычный аппетит и сон. Большинство теряет вес, но некоторые в результате своей болезни начинают есть еще больше, а бывает, то объедаются, то вообще ничего не едят. Сон и усталость также являются основными проблемами. Люди, страдающие депрессией, могут рано просыпаться, иногда не могут заснуть вообще или спят намного больше, чем обычно. Даже если они спят, то сон их, как правило, беспокойный, без сновидений, им трудно заснуть или их мучают кошмары, наполненные образами смерти, разрушения и тьмы. Следовательно, сон мало облегчает их всепоглощающее чувство усталости и у них наступает истощение.

Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дни, потому что мы живем в нереальности, и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будет до тех пор подвержен депрессии, пока будет искать источники для самореализации вне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества, которыми обладают его соседи, станет более важным, будет в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может горько разочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.

Итак, при депрессии страдают практически все сферы - эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно - в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость - различные формы досуга, общения, чтение книг, хобби и пр. Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначается как "утрата интереса и удовольствия".

1.2.Особенности проявления депрессивных состояний у подростков

Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения, которые делают возможным выполнение задач, стоящих перед взрослым человеком - выполнение его социально-профессиональной функции и функции образования семьи.

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.

Подростковую депрессию отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты.

Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения "не совсем правильно". Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и "никакое настроение". Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий.

Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий.Утомляемость подростков заметна особенно во второй половине дня, они часто нуждаются в послеобеденном отдыхе, и, если пользуются им, чувствуют себя значительно лучше.

http://lusher.op-team.ru/

Приложения

Приложение 1

Бланк опросника CDI

Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1.□ У меня редко бывает грустное настроение.

У меня часто бывает грустное настроение.

У меня все время грустное настроение.

2.□ У меня никогда ничего не получится.

Я не уверен, что у меня все получится.

У меня все получится.

3.□ В основном я все делаю правильно.

Я многое делаю не так.

Я все делаю неправильно.

4.□ Многое для меня является забавным.

Некоторые вещи меня забавляют.

Ничто меня не забавляет.

5.□ Я все время себя плохо чувствую.

Я часто себя плохо чувствую.

Я редко себя плохо чувствую.

6.□ Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от времени.

Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7.□ Я себя ненавижу.

Я себе не нравлюсь.

□ Я доволен собой.

8.□ Все плохое происходит по моей вине.

Многие плохие вещи происходят из-за меня.

Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9.□ Я не думаю о самоубийстве.

Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

Я хочу покончить с собой.

10.□ Желание заплакать я испытываю каждый день.

Желание плакать появляется у меня довольно часто.

Желание заплакать я испытываю редко.

11.□ Меня все время что-то беспокоит.

Меня часто что-то беспокоит.

Меня редко что-то беспокоит.

12 □ Я люблю находиться среди людей.

Я не люблю часто бывать с людьми.

Я вообще не хочу быть с людьми.

13.□ Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

Я легко изменяю свое мнение

14.□ Я выгляжу хорошо.

В моей внешности есть недостатки.

Я выгляжу безобразно.

15.□ Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16.□ Я плохо сплю каждую ночь.

Я часто плохо сплю.

У меня нормальный сон.

17.□ Я редко чувствую себя усталым.

Я часто чувствую себя усталым.

Я все время чувствую себя усталым.

18.□ У меня часто нет аппетита.

Иногда у меня нет аппетита.

Я всегда ем с удовольствием.

19.□ Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

Меня часто беспокоят боль или недомогание.

Я все время испытываю боль или недомогание.

20.□ Я не чувствую себя одиноким.

Я часто чувствую себя одиноким.

Я все время чувствую себя одиноким.

21.□ В школе ничто не доставляет мне радости.

В школе мне бывает приятно только время от времени.

Мне часто радостно в школе.

22.□ У меня много друзей.

У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

У меня совсем нет друзей.

23.□ С учебой у меня все хорошо.

Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались легко.

24.□ Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как другие.

Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие, если

Я такой же благополучный, как и остальные люди.

25.□ Меня никто не любит.

Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

Я уверен, что меня кто-то любит.

26.□ Я часто делаю то, что мне говорят.

В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

Я никогда не делаю то, что мне говорят.

27.□ Я хорошо лажу с людьми.

□ Я часто ссорюсь.

Я постоянно ввязываюсь в ссоры.

Приложение 2

Восьмицветовой тест Люшера

Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния.

Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Основные преимущества данной методики: быстрота тестирования, простота поставленной перед испытуемым задачи, полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой, возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого, результат не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.

Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов.

Основные цвета и их символические значения:

1 - синий цвет. Символизирует спокойствие, удовольствие, нежность и привязанность.

2 - зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.

3 - красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

4 - желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, Любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Дополнительные цвета и их символические значения.

5 - фиолетовый, №6 - коричневый, №7 - черный, №0 - серый. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.

Инструкция: " Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами - цветом машины, одежды, которая вам к лицу, косметики и прочим..."

Заключение тестирования Люшера (ученик №1)

Желаемые цели и поведение, продиктованное этими целями

Первая выборка

Считает, что с ним обращаются несправедливо; он не заслуживает такого обращения. Hадежды также обманули его. Рассержен и бунтует против сложивщихся обстоятельств, в которых он видит личное оскорбление.

Вторая выборка

Испытывает потребность освободиться от стресса. Жаждет мира, покоя, чувства удовлетворенности.

Сдерживаемые свойства и неуместное при этом поведение

Первая выборка

Чувствует себя отрезанным от других и несчастным из-за трудностей в достижении необходимой ему степени сотрудничества или гармонии, к которым он стремится.

Вторая выборка

Считает, что он получает меньше того, что ему причитается, что нет ни одного человека, у которого бы он мог всегда найти сочувствие и понимание. Сдерживаемые эмоции делают его обидчивым. Но он сознает, что должен как можно лучше использовать обстоятельства такими, как они есть.

Психологическая интерпретация

Стремится производить хорошее впечатление, однако, беспокоится и сомневается в возможности успеха. Считает, что он вправе получать то, на что он питает надежды и чувствует себя беспомощным и страдает, когда обстоятельства оборачиваются против него. Однако, лишь возможность неудач чрезвычайно его огорчает и это может привести к нервному истощению. Видит в себе "жертву", которую ввели в заблуждение и чьим доверием злоупотребляли, принимает этот вымысел за действительность и пытается убедить себя, что в его неудаче достичь какого-нибудь положения и признания виноваты другие.

Разочарование в несбывшихся надеждах и страх, что, если он поставит перед собой новые цели, то это приведет только к новым неудачам, вызвали значительную тревогу. Он пытается найти спасение от этого в спокойных и гармонических отношениях, которые оградили бы его от разочарований и недостатка признания.

Заключение тестирования Люшера (ученик №2)

Откуда в Вас столько негативных установок в отношении себя? Страх, чувство бесперспективности, ощущение утраты личностной позиции, самоуничижение невозможно скрыть даже под маской нарочитой беспечности. Вам срочно нужно повысить самооценку и по-настоящему полюбить себя, со всеми своими мнимыми и действительными недостатками.

Вы почему-то находитесь в конфронтации с окружающим миром - вы нетерпимы к внешним воздействиям, имеете ирреальные требования к окружению, применяете протестные формы высказываний и поведения, яростно отстаиваете свою самостоятельность принятия решений. Это противостояние вызывает у Вас переутомление, ощущение несчастливости, желание бегства в мир иллюзий. В своем неприятии действительности Вы можете дойти до импульсивных разрушительно-агрессивных поступков. Стоит разобраться в себе и в своем отношении к миру.

Вы тратите слишком много сил на преодоление возникающих на жизненном пути препятствий. Вам необходимо перестать сомневаться в себе и в прочности своей позиции. Тогда не будет необходимости обвинять в неудачах внешние обстоятельства, скрывать тревогу и ощущение собственного бессилия.

Ваша эгоцентрическая обидчивость зачастую мешает вам налаживать взаимоотношения с окружающими. Эмоциональная сдержанность со стороны кажется холодностью. Физиологическая сфера не блокирована. А значит, единственная проблемная сторона Вашей жизни - коммуникативная. Стоит развить в себе способности к общению.

Ваши желания не воплотились в реальность, а надежды разбиваются необходимостью, что вызывает в Вас чувство протеста и состояние выраженного разочарования. Тревожная неуверенность, вызванная неудачами, привела Вас фактически к состоянию стресса, когда Вы не в состоянии эффективно действовать. Осознавая малую результативность своих усилий, Вы пытаетесь уйти от ответственных дел и решений, переключиться на малозначимые занятия. Необходимо осмыслить причины неуспеха, справиться с нерешительностью и начать действовать.

Сейчас Вы испытываете выраженный стресс в связи с блокировкой самореализации. Проблема прежде всего связана с уязвленным самолюбием и неудовлетворенностью своим социальным статусом. Ощущение собственного бессилия перед лицом препятствий, которые субъективно воспринимаются как неодолимые, и враждебность окружающих вызывают негодование и беспомощность.

Приложение 3

Как победить депрессию

1. Прежде всего, необходимо устранить причину, вгоняющую Вас в депрессию или отдалиться от неё. Если это невозможно, тогда измените своё отношение к ситуации или обстоятельствам. В зависимости от сложности ситуации попробуйте не пропускать её через себя, не принимая близко к сердцу, насколько это возможно.

2. Если причина или объект остались в прошлом и сейчас не присутствуют в Вашей жизни, но Вы об этом все время думаете, отпустите все обиды и неприятности, связанные с этим объектом или ситуацией. Не держите это в себе. Отгоняйте все мысли об этом объекте и не пускайте их в свою голову.

3. Не оглядывайтесь на прошлое, не вините себя ни в чем. Живите настоящим и стройте планы на будущее.

4. Не лежите на диване и не жалейте себя. Гиподинамия ещё более усугубляет депрессию, а жалость делает слабым и занижает Вашу самооценку. Будьте уверены в себе и своих планах на будущее.

5. Пересмотрите свои приоритеты, которые помогут стать счастливым. Подумайте, что нужно для счастья и в чем оно для Вас может заключаться.

6. Составьте планы на неделю, месяц, год и 3 года. Смотрите в будущее и представляйте его светлым и прекрасным. После черной полосы всегда наступает белая, а ширина полос зависит только от Вас, от того, как воспринимаете ту или иную ситуацию.

7. Полюбите себя и мир вокруг вас: людей, природу, животных, птиц и даже полезные вещи, которые вокруг Вас. Дарите больше любви, добра и тогда с Вами будут происходить только хорошие события, а на пути будут встречаться только хорошие

8. Как можно больше общайтесь с другими людьми. Активно участвуйте в общественных мероприятиях, направленных на получение только позитивных эмоций, посещайте приятные общественные места.

9. Измените свой внешний вид: прическу, цвет или длину волос. Купите новую одежду, обувь, сумку или другой интересный аксессуар. Делайте себе подарки.

10. Повесьте на стену или поставьте на стол в красивой рамке свою старую или новую фотографию, на которой Вы улыбаетесь и счастливы.

11. Старайтесь себя постоянно чем-то занять, чтобы не оставалось времени на негативные мысли, но физически не перенапрягайтесь.

12. Старайтесь соблюдать режим дня и спать 7-8 часов

13. Займитесь подвижным спортом

14. Вспомните о своем любимом хобби

15. Организуйте себе отдых в том месте, куда давно хотели поехать или пойти. Смените на время обстановку. Эта пауза даст Вам возможность самовосстановиться.

16.Чаще общайтесь с живой природой. Свежий воздух и зелень успокаивают и расслабляют, а солнечный свет поднимает настроение и тонус. По этой причине, находясь дома в пасмурную погоду, включайте более яркое освещение.

17. Оградитесь от негативных эмоций. Не смотрите фильмы и передачи, несущие негатив. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям.

18. Общайтесь с людьми, которые не ворчат, не тревожатся, не жалуются, не грузят Вас своими проблемами, а радуются жизни, несут позитив и готовы Вас понять и поддержать.

19. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям, так как этот негатив по закону бумеранга обязательно возвращается, но в виде болезней и неприятностей.

20. Избавьтесь от вредных привычек: злословие, курение, алкоголь и т.п.

21. Вдыхайте приятные запахи, используя ароматерапию.

22. Не употребляйте так называемую «быструю» пищу.Несбалансированная диета – частая причина депрессии.

Приложение 4

Список продуктов которые необходимо употреблять в период депрессии и преддепрессивного состояния :

лосось, белая рыба, индейка, нежирное отварное мясо;

орехи, 4-5 штук в день;

сырые фрукты и овощи;

зелень;

ягоды;

мед, 3-5 ложек в день;

крупы, хлеб отрубной;

яйца;

молочные продукты, сыр;

растительное масло.